НАВОИ, АЛИШЕР
НАВОИ, АЛИШЕР (Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер) (1441–1501) – узбекский поэт, мыслитель, государственный деятель.
Родился 9 февраля 1441 в Герате (совр. Афганистан) в семье тимуридского чиновника, дом которого был центром общения поэтов и людей искусства. В 15 лет писал стихи на фарси и среднеазиатском языке тюрки. Учился в медресе Герата, Мехеда и Самарканда.
В 1469 становится хранителем печати при правителе Хорасана Султан-Хусейне Байкара, с которым учился в медресе. В 1472 был назначен визирем и получил титул эмира. Как правитель, оказывал помощь ученым, художникам, музыкантам, поэтам, каллиграфам, руководил строительством медресе, больницы, мостов.
Навои был известен своими широкими взглядами как гуманный, справедливый правитель, выступавший против злоупотреблений вельмож. Но его позиция вызывала недовольство при дворе, и в качестве правителя его выслали в отдаленную провинцию Астрабад. Отчаявшись в своих надеждах на переустройство раздираемой междоусобицами Тимуридов стране, Навои в 1488 оставляет службу, возвращается в Герат и посвящает себя науке и литературе.
Наследие Навои – это около 30 поэтических сборников, крупные поэмы, проза, научные трактаты. Он писал на фарси (сборник Диван Фани), но в основном на тюрки – средневековом варианте узбекского, хотя многие тогда считали его слишком грубым для поэзии.
Вершина творчества Навои – Пятерица – пять поэм – ответ (назира) на Пятерицы Низами Гянджеви и персидского поэта Амира Хосрова Дехлеви: Смятение праведных (1483), Лейла и Меджнун (1484), Фархад и Ширин (1484), Семь планет (1484), Искандарова стена (1485).
Смятение праведных – поэма философско-публицистического характера из 64 глав, освещала наиболее существенные вопросы действительности того времени. В ней обличались феодальные междоусобицы и жестокость вельмож, произвол беков, лицемерие и ханжество шейхов и законоведов. Поэма отражала мировоззрение Навои, его этические и эстетические взгляды.
Лейли и Меджнун – поэтическое изложение известного древнеарабского предания о трагической любви пастуха Кайса к красавице Лейли из соседнего кочевого племени, о его безумии и смерти из-за разлуки с любимой. Эмоциональная напряженность и сила художественного воздействия поэмы сделали ее одним из наиболее известных и любимых произведений восточной литературы во всем мире. По-видимому, неслучайно похожие сюжеты о влюбленных – Лейла и Меджнун, Ромео и Джульетта, Данте и Беатриче – появлялись приблизительно в одно время как на Востоке, так и в Европе. Они воспевали высшую степень силы личного чувства, раскрывшегося в любви, – излюбленную тему эпохи Возрождения.
Фархад и Ширин – героико-романтическая поэма о любви богатыря Фархада к красавице Ширин, на которую претендовал иранский шах Хосров. Фархад, борец за правду и справедливость, противопоставляется трусливому шаху. Семь планет – семь сказочных новелл, содержащих критические иносказательные намеки на правителей Тимуридов и их придворных. Главный персонаж поэмы Искандарова стена – идеальный справедливый правитель и мудрец Искандер.
Еще одно крупное поэтическое произведение Навои – свод из 4-х поэтических сборников-диванов под общим названием Сокровищница мыслей (1498–1499), куда входили Диковины детства, Редкости юности, Диковины средних лет, Назидания старости. Это собрание лирических стихов разных жанров, в том числе более 2600 газелей, искусным мастером которых был Навои.
Другие произведения поэта – Пятерица смятенных (1492), посвященная Джами; Собрание утонченных (1491–1492) – краткие характеристики писателей эпохи Навои. О стихосложении и теории литературы повествует трактат Весы размеров. В трактате Спор двух языков (1499) Навои обосновывает культурное и художественное значение языка тюрки, считавшегося его современниками непригодным для изящной словесности. Его произведения и литературоведческие работы способствовали развитию туркоязычных литератур – не только узбекской, но и уйгурской, туркменской, азербайджанской, турецкой и др.
Исторические труды Навои История иранских царей и История пророков и мудрецов содержат сведения о легендарных и исторических деятелях Средней Азии и Ирана, о зороастрийской и коранической мифологии. В последние годы жизни Навои были написаны поэма Язык птиц (1499) и философско-дидактическое сочинение Возлюбленный сердец (1500) – размышление о наилучшем общественном устройстве. Мировоззрению Навои были присущи оптимизм и жизнеутверждающая сила, хоть оно и не было лишено социальных иллюзий и противоречий.
Алишер Навои умер в Герате 3 января 1501.
Творчество Навои продолжает вызывать большой интерес востоковедов разных стран. Его рукописи хранятся в крупнейших библиотеках мира – в Узбекистане, России, Великобритании, Турции, Иране и др.
Издания: Навои А. Сказание о Лейли и Меджнуне из племени Бену-Амир. М., «Искусство» 1978.
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы...»