МОСКОВСКОЕ ВРЕМЯ
МОСКОВСКОЕ ВРЕМЯ – литературный альманах, выходивший в «самиздате» в Москве в 1970-х, а также литературный клуб (чаще используется определение «литературная группа»), созданный в 1980-х некоторыми авторами альманаха.
Основные авторы альманаха и группы – поэты Сергей Гандлевский (1952), Александр Казинцев (1953), Бахыт Кенжеев (1950), Александр Сопровский (1953–1990), Алексей Цветков (1947) – познакомились в 1970 на первом курсе филфака МГУ. Большинство были жители Москвы, Цветков приехал из Запорожья. В этот круг вошла также поэт Татьяна Полетаева, не являвшаяся студенткой университета. Молодые поэты, ставшие членами университетской литературной студии «Луч» под руководством Игоря Волгина, задумали выпускать «самиздатовский» литературный альманах. Первый выпуск «Московского времени», вышедший в 1973, был, как и все последующие, отпечатан на машинке и переплетен вручную. В дальнейшем тираж колебался от 7 до 10 экземпляров. В течение четырех лет вышло шесть выпусков «Московского времени», в основном со стихами авторов альманаха. Публиковались также критические заметки и рассказы. Иллюстрировал издание художник Михаил Лукичов.
В альманахе печаталось также немало поэтов со стороны, в том случае, если и «гостями» и «хозяевами» ощущалась эстетическая и мировоззренческая общность: Наталия Ванханен, Виталий Дмитриев, Елена Игнатова, Юрий Кублановский, Павел Нерлер, Владимир Сергиенко и др.
Новизна проекта, по мнению современных критиков, заключалась в самоосознании себя авторами-издателями как «школы». Это был «симптом другого литературного этикета, новая литературная политика» (М.Айзенберг). «Дружеский, застольный круг естественным образом переродился в литературное сообщество» (В.Куллэ). При этом ни в годы выхода альманаха, ни позже «Московское время» не имело какого-либо единого манифеста или декларации. Подразумевалось, что читатель может и должен воспринять эстетическую общность между авторами самостоятельно, при знакомстве с текстами. С.Гандлевский рассказывает: «Сам характер вошедших туда людей – <…> живость, непредвзятость, отсутствие снобизма – все это и предполагало отсутствие манифеста. Вроде как решайте по стихам: есть там какой-то общий знаменатель или нет». Более ранний аналог «самиздатских» коллективных сборников имел место лишь у ленинградской «филологической школы» (термин К.Кузьминского) 50–60-х, куда входили Леонид Виноградов, Михаил Еремин, Сергей Кулле, Алексей Лифшиц (ныне известный как Лев Лосев), Владимир Уфлянд.
По прошествии времени, уже в конце 1990-х, С.Гандлевский о наличии реальной внутренней общности между авторами первоначального состава «Московского времени» писал следующее: «Мне представляется, что родство все-таки было. Речь идет о категорическом неприятии советского режима; об убеждении, что объективной реальностью, «данной нам в ощущениях», жизнь не исчерпывается, потому что за нею стоит тайна; что игра не отменяет личностного начала в искусстве и ответственности за свои слова. Мы любили литературную традицию, и в то же время с подозрением относились к снобизму «хранителей ценностей» и «жрецов всего святого». С другой стороны, самозабвенное растворение в «новоязе» казалось нам скорее поэтическим поражением, чем победой. <…> ». Можно говорить также и об их отчетливом эстетическом родстве. Основные черты этой общности («школы»): ориентация на творчество русских поэтов 19 в.; склонность к четкой строфике и ритмике стихотворений, к классическим схемам рифмовки; нелюбовь к формальным экспериментам; прозрачность смыслового содержания произведений; эмоциональная сдержанность, отсутствие в текстах экзальтации и пафоса.
После прекращения выхода альманаха в конце 70-х термин «Московское время» закрепился за основным кругом его авторов, воспринимаемым как распавшаяся литературная группа. Кенжеев и Цветков к этому времени эмигрировали, Казинцев отошел от группы, примкнув к «почвенническим» литературным кругам, связанным с журналом «Наш современник».
В первые «перестроечные» годы, в основном благодаря А.Сопровскому, в Москве действовал литературный клуб, «в ознаменование преемственности» названный «Московское время». В обновленном составе активно участвовали яркие молодые авторы – Дмитрий Веденяпин, Григорий Дашевский, Виктор Санчук. Клуб, прекративший свою работу лишь в начале 1990-х, стал один из наиболее авторитетных литературных проектов современной литературной эпохи и оказал определенное эстетическое влияние на многих авторов.
Игорь Сид
Самиздат века. Антология. Минск-Москва, «Полифакт», 1997
Гандлевский С. Московское время. Аннотация к подборке стихотворений поэтов альманаха «Московское время».
Ответь на вопросы викторины «Мифология»