МЕЙЛЕР, НОРМАН
МЕЙЛЕР, НОРМАН (Mailer, Norman) (1923–2007), американский прозаик, эссеист, публицист. Роман Нагие и мертвые (The Naked and the Dead), которым он дебютировал в 1948, причислен к лучшим и значительнейшим произведениям о Второй мировой войне. Диссидент по природе, Мейлер стал одним из идеологов «битничества» – нонконформистского движения 1960-х годов. Постоянно конфликтующий с действительностью, герой Мейлера, очерченный в его программном эссе Белый негр (The White Negro, 1957), это экзистенциалистский «хипстер» – человек, сознательно отчуждающий себя от общества, в которое он не верит.
Мейлер родился 31 января 1923 в Лонг-Бранч (шт. Нью-Джерси). Мейлер вырос в нью-йоркском Бруклине. В 1943 окончил Гарвардский университет, в 1944 был призван в армию. Демобилизовавшись в 1946, Мейлер лихорадочно писал («200 страниц за лето, 50 тысяч слов в два месяца») – так появились Нагие и мертвые. Роман о буднях взвода разведки, отвоевавшего у японцев тихоокеанский остров Анапопей, получил мировое признание.
Следующий роман Берег варваров (Barbary Shore, 1951), о борьбе радикальных идеологий, вызвал противоречивые оценки. Действие третьего романа Олений парк (The Deer Park, 1955) развертывается в Голливуде в годы маккартизма. Книга была встречена более чем прохладно, и Мейлер на время отошел от прозы. Сборник Самореклама (Adverfisments For Myself, 1959), вобравший эссе, рассказы, отрывки из романов, заметки в записных книжках, связанные «исповедальными» примечаниями, восстановил его писательскую репутацию.
Четвертый роман Мейлера Американская мечта (An American Dream, 1965) имел сенсационный успех. Сборник эссеистики Каннибалы и христиане (Cannibals and Christians) появился в 1966. В 1967 вышел роман Почему мы во Вьетнаме? (Why Are We In Vietnam?), в котором накаленная атмосфера 1960-х годов передана через восприятие двух подростков. В том же году Мейлер принял участие в марше на Пентагон против войны во Вьетнаме, нашедшем отражение в книге Армии в ночи (Armies of the Night, 1968), где Мейлер проявил себя как репортер и одновременно остроумный, проницательный повествователь. Книга принесла ему Пулитцеровскую премию и Национальную книжную премию. За нею последовала Майами и осада Чикаго (Miami and the Siege of Chicago), рассказывающая о съездах Республиканской и Демократической партий в 1968.
Продолжая в 1970-е годы работать над документальными книгами, Мейлер значительно повысил свою писательскую производительность. Из пламени на Луну (Of a Fire on the Moon, 1971) посвящена космической программе НАСА; Пленник секса (The Prisoner of Sex, 1971) демонстрирует отношение писателя к феминистскому движению; в Мэрилин (Marilyn, 1973) автор дал свою интерпретацию личности Мэрилин Монро; Бой (The Fight, 1974) воссоздает ход поединка за мировую боксерскую корону в Заире между Мохаммедом Али и Джорджем Форманом; книга Песнь палача (The Executioner's Song), документальный рассказ о деле Гэри Гилмора, ставшего убийцей и приговорившего себя к смерти, принесла Мейлеру вторую Пулитцеровскую премию.
В следующее десятилетие написаны роман Стародавние вечера (Ancient Evenings, 1983), действие которого происходит в Древнем Египте, и психологический триллер Крутые парни не танцуют (Tough Guys Don't Dance, 1984).
В 1990-е годы созданы роман о деятельности ЦРУ Призрак шлюхи (Harlot's Ghost, 1991); История Освальда (Oswald's Tale, 1995) – о человеке, обвиненном в убийстве президента Дж.Ф.Кеннеди; Портрет Пикассо в юности: Версия биографии (Potrait of Picasso as a Young Man: An Interpretive Biography, 1995); Евангелие от Сына Божия (The Gospel According to the Son, 1997), излагающее жизнь Иисуса Христа.
Помимо писательской деятельности Мейлер редактировал журнал «Диссент», участвовал в создании газеты «Виллидж войс», в 1984–1986 был председателем американского ПЕН-центра.
Умер 10 ноября 2007 в Нью-Йорке.
Мейлер Н. Нагие и мертвые. М., 1973
Зверев А. Через зону пустоты. – Иностранная литература, 1974, № 3
Мейлер Н. Бой. – Иностранная литература, 1978, № 10
Мейлер Н. Портрет Пикассо в юности. – Иностранная литература, 1997, № 4
Ответь на вопросы викторины «Мифология»