ЛОУЭЛЛ, РОБЕРТ
ЛОУЭЛЛ, РОБЕРТ (Lowell, Robert) (1917–1977), американский поэт. Родился 1 марта 1917 в Бостоне. Доводился родственником Дж.Р.Лоуэллу и Эни Лоуэлл. Проучившись два года в Гарварде, перешел в Кеньон-колледж, который окончил в 1940. Женился на романистке Джин Стаффорд. Ориентировался на консервативно-патриархальные устои сельского Юга, противостоявшего финансово-промышленному Северу и пуританским традициям Новой Англии, в которых он был воспитан.
После начала Второй мировой войны Лоуэлл безуспешно пытался попасть во флот, а когда был призван в 1943 на службу, то отказался участвовать в военных действиях, протестуя против бомбардировок гражданских объектов, за что был осужден и пробыл в заключении 5 месяцев.
Первый его поэтический сборник Земля несоответствий (Land of Unlikeness), название которого отражало духовное отчуждение автора от своей среды и корней, вышел в 1944. В 1947 Лоуэлл служил консультантом по поэзии в Библиотеке Конгресса. В 1948 развелся с Джин Стаффорд, в следующем году женился на писательнице Элизабет Хардуик. В дальнейшем преподавал в различных колледжах и в Гарвардском университете. Автор книг Замок лорда Уири (Lord Weary's Castle, 1946; Пулитцеровская премия, 1947), Страницы жизни (Life Studies, 1959; Национальная книжная премия), Вольные переложения (Imitations, 1961; премия Боллингена за переводы), Павшим за Союз (For the Union Dead, 1964), У океана (Near the Ocean, 1967), Записная книжка. 1967–1968 (Notebook 1967–1968, 1969), Дельфин (The Dolphin, 1973; Пулитцеровская премия, 1974), Избранные стихотворения (Selected Poems, 1976), День за днем (Day by Day, 1977), Проза (Collected Prose, 1987).
В 1964 инсценировка Лоуэллом повести Г.Мелвилла Бенито Серено (Benito Cereno), вошедшая в его трилогию Доблесть прошлого (Old Glory – государственный флаг США), получила премию «Оби» как лучшая внебродвейская постановка. В июне 1965 Лоуэлл попал в газетные заголовки, отказавшись в знак протеста против войны во Вьетнаме участвовать в президентском фестивале искусств, проходившем в Белом доме.
Раннюю поэзию Лоуэлла характеризует приверженность традиционным, подчас усложненным метрическим формам, насыщенность символикой, рифмованный стих, обилие аллитераций. Поэт часто прибегает к эмоциональным монологам, язык и образы зачастую натуралистичны. В ранней поэзии преобладает религиозно-политическая тематика. По мысли Лоуэлла, стремление к наживе и безразличие к человеческой жизни разрушили те нравственные установки, с которыми Соединенные Штаты закончили войну. Причины моральной деградации американского общества Лоуэлл видел в пуританском лицемерии, прикрывающем жадность и жестокость. Пуританской нетерпимости и узости Лоуэлл противопоставлял более умеренную и милосердную доктрину католицизма и более широкий «европейский» взгляд на вещи. Страстность и вместе с тем горечь определяют общую тональность первых его произведений.
Сборник Страницы жизни, лучшая книга Лоуэлла, обозначил новый поворот в творчестве Лоуэлла. Большинство вошедших в него произведений написано белым стихом, они более «личные», исповедальные по своему характеру. С необычайной откровенностью поэт рассказывает о своем детстве, семейных неурядицах, душевных треволнениях. Во многих стихотворениях и в предпосланном книге автобиографическом очерке рисуются годы правления президента Д.Эйзенхауэра, упомянуты знаковые для эпохи писательские имена и судьбы; говорит он и о том, что неодобрительно называет «материализмом церкви». Та же исповедальность, но в усложненной форме характеризует сборник Записная книжка. Лоуэлл обращается к форме нерифмованного сонета. О «личном» поэт пишет более зашифрованно и на фоне бурных общественных событий конца 1960-х годов.
Умер Лоуэлл в Нью-Йорке 12 сентября 1977.
Левидова И. Об американской поэзии наших дней. – Иностранная литература, 1966, № 9
Лоуэлл Р. Избранное. М., 1982
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы...»