КЕРБАБАЕВ, БЕРДЫ МУРАДОВИЧ
КЕРБАБАЕВ, БЕРДЫ МУРАДОВИЧ (1894–1974) – туркменский писатель, один из основоположников советской туркменской литературы.
Родился 3 марта 1894 в ауле Коуки-Зерен, ныне Тедженского района Туркменистана.
В 1923 начал печататься как поэт-сатирик. В 1927–1928 учился на восточном факультете Ленинградского университета. В это же время были опубликованы две его поэмы Девичий мир (1927) и Закрепощенная, или Жертва адата (1928), в которых он выступал за утверждение советских норм морали и избавление от пережитков прошлого.
С 1930 работает над первым революционно-историческим романом в советской туркменской литературе. Первая часть романа Решающий шаг была опубликована в 1940. Полностью на туркменском языке сочинение было издан в 1947, а в 1955 переиздано в новой редакции. В 1948 Берды Кербабаев становится лауреатом Государственной премии СССР.
В годы Великой Отечественной войны написаны повесть Курбан Дурды (1942), поэма Айлар (1943), пьесы Братья (1943) и Махтумкули (1943). В 1942–1950 Берды Кербабаев был председателем Союза писателей Туркмении.
После войны в его произведениях преобладают темы социалистического строительства – повесть из жизни колхозного аула Айсолтан из страны белого золота (1949, Государственная премия СССР 1951), роман Небит-Даг (1957) о жизни нефтяников. В 1965 выходит исторический роман Чудом рожденный о туркменском революционере и государственном деятеле К.Атабаеве.
В 1960-е Берды Кербабаев занимается переводами на туркменский язык произведений Пушкина, Л.Н Толстого, Горького и других русских и советских писателей и поэтов. Его произведения были переведены на русский и вышли в Москве.
Академик Академии Наук Туркменской ССР с 1951, Герой Социалистического Труда в (1969). Республиканская премия им. Махтумкули (1970). Награжден тремя орденами Ленина.
Кербабаев умер в Ашхабаде в 1974.
Творчество Берды Кербабаева может быть отнесено к литературе «большого стиля», создававшегося в литературе советского периода на русском и на языках народов СССР. Его особенность – преобладание больших литературных форм (роман, повесть, поэма), стремление рассматривать судьбы героев сквозь призму масштабных исторических свершений, когда все мелкое и частное отходит на второй план, освобождая дорогу решению важных задач и крупным личностным открытиям.
Кербабаев Б. Неожиданность. Стихи и поэмы. М., 1966
Кербабаев Б. Песчаная дамба. М., 1969
Кербабаев Б. Солнце с севера. Повести. М., 1971
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы...»