ГЛАДКОВ, АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ
ГЛАДКОВ, АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ (1912–1976), русский советский драматург, театровед. Родился 17 (30) марта 1912 в Муроме Владимирской губ. в семье инженера, бывшего в период Февральской революции городским головой, и матери, привившей мальчику страстную любовь к театру и литературе, в т.ч. с детских лет – к роману Л.Толстого Война и мир.
Начал публиковаться в 1925 в газетах как театральный репортер. Сдружился с А.Арбузовым, В.Плучеком, И.Штоком и другими впоследствии широко известными драматургами, режиссерами и актерами, в 1934–1937 работал в Театре им. Вс.Мейерхольда, которого считал своим учителем. Первая пьеса Гладкова – героическая комедия в стихах Давным-давно (др. назв. Питомцы славы), в основу которой положены эпизоды биографии героини Отечественной войны 1812, знаменитой «кавалерист-девицы» Надежды Дуровой, – была поставлена осенью 1941 в осажденном Ленинграде и принесла автору мгновенный и широкий успех (постановка 1943 в Центральном театре Красной Армии была отмечена Государственной премией). Пьеса соединила накал высокого патриотизма, историческую достоверность, живость в изображении характеров (как вымышленных, так и реальных), острую сценичность и проникновенный лиризм, она полна легко прочитываемых реминисценций (в частности, с образом лихого поэта-гусара Дениса Давыдова – воплощения русской удали, широты души и таланта), что сделало ее одним из самых репертуарных произведений отечественного театра. Переведена на многие языки мира, послужила основой для популярной музыкальной комедии Голубой гусар (композитор Н.Рахманов), киносценария самого Гладкова, при участии режиссера Э.Рязанова, Гусарская баллада (1962).
Патриотическую тему борьбы с неприятелем, но уже на материале Великой Отечественной войны, драматург продолжил в драме Бессмертный (1941, в соавторстве. с А.Арбузовым), драматических этюдах Неизвестный матрос, Нахал, Новейший метод (все 1942). Пьеса Гладкова Новогодняя ночь (пост. 1945; др. назв. Жестокий романс) была осуждена постановлением ЦК ВКП(б) и официальной критикой как «слабая и безыдейная», уводящая в мир «фальшивых переживаний». За ней последовали пьесы До новых встреч! (1948, постановка 1955; ей предшествовали арест и заключение Гладкова в 1948–1954 по обвинению в хранении антисоветской литературы), Первая симфония (пост. 1957), Ночное небо (пост. 1959), Молодость театра (пост. 1971), рассказывающая о московской театральной жизни 1920-х годов, и киноповесть Бумажные цветы (1961, в соавторстве. с Н.Оттеном).
Тонкое историческое чутье и вкус к стилизации проявились в киносценариях Гладкова Зеленая карета (1967, о трудной судьбе актрисы Варвары Асенковой, адресата стихотворений Н.А.Некрасова Офелия и Памяти А-ой), Невероятный Иегудиил Хламида (1967 – о творческой юности М.Горького), в драме о Дж.Г.Байроне (1957–1972, под назв. Смерть Байрона, Путь в Миссолунги, Последний год Байрона, Последнее приключение Байрона, опубл. в 1979).
Гладков оставил ряд мемуарно-биографических произведений, в т.ч. книги Встречи с Пастернаком (опубл. в 1973, в России в 1980), Годы учения Всеволода Мейерхольда (опубл. в 1979), Виктор Кин (опубл. в 1987), воспоминания об Ю.Олеше. К.Паустовском, И.Эренбурге, А.Коонен и др., а также стихи.
Умер Гладков в Москве 11 апреля 1976.
Абалкин Н. Судьба героя. – Октябрь, 1956, № 3
Гладков А. Давным-давно: Пьесы. М., 1978
Гладков А. Театр: Воспоминания и размышления. М., 1980
Гладков А. Поздние вечера. М., 1986
Гладков А. Мейерхольд, тт. 1–2. М., 1990
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»