ДЖОНСОН, СЭМЮЭЛ
ДЖОНСОН, СЭМЮЭЛ (Johnson, Samuel) (1709–1784), английский лексикограф, литературный критик и эссеист. Родился 18 сентября 1709 в Личфилде (графство Стаффордшир). Поступил в местную классическую школу, потом в школу в Сторбридже. Работал в отцовском книжном магазине, пока не поступил 31 октября 1728 в Пембрук-колледж Оксфордского университета – по-видимому, получив наследство. Через 13 месяцев деньги кончились, и, проведя два унылых года в книжном магазине, он определился учителем в классическую школу Маркет-Босуорта. После поездки в Бирмингем к однокашнику Хектору Джонсон написал свою первую (утраченную) серию эссе для местной газеты и первую книгу – перевод Путешествия в Абиссинию (Voyage to Abissinia) монаха Лобо (1735), а также познакомился со своей будущей женой, Элизабет Портер, замужней дамой сорока пяти лет. Ее муж вскоре умер, и 19 июля 1735 Джонсон и миссис Портер вступили в брак. На наследство, оставшееся от покойного, Джонсон снял дом в Эдайле, близ Личфилда, и открыл в нем школу, но, несмотря на поддержку местных жителей (юный Дэвид Гаррик был среди его учеников), школу пришлось закрыть.
В 1737, вооружившись рекомендательными письмами, Джонсон и Гаррик отправились за удачей в Лондон. Гаррику вскоре повезло, а Джонсону, имевшему при себе лишь незаконченную трагедию Айрин (Irene), удача не улыбнулась. Наконец в 1738 он нашел работу в «Джентлменз мэгэзин», самом серьезном тогда журнале. В мае того же года издатель журнала Э.Кейв опубликовал Лондон – первую значительную работу Джонсона, переработку третьей сатиры Ювенала. Джонсон редактировал и сам давал сообщения о парламентских дебатах, чаще всего по отрывочным материалам и под вымышленными именами, поскольку парламент запрещал освещать ход дебатов.
В «Джентлменз мэгэзин» Джонсон работал до 1744 включительно. В 1745 он предложил новое издание Шекспира, но проект не удался. В 1746 Джонсон приступил к созданию Словаря английского языка (A Dictionary of the English Language), и в 1747 вышел План словаря; автор посвятил его, согласно договоренности, лорду Честерфилду. В том же году Гаррик стал директором театра «Друри-Лейн», и это событие ознаменовалось блестящей постановкой Друри-Лейнского пролога (Drury Lane Prologue) Джонсона. Затем опять потянулась литературная поденщина, но в 1749 Гаррик поставил Айрин, единственную пьесу Джонсона (кассовый успех и провал в критике), и тогда же писатель познал самый большой успех на поэтическом поприще – вышла Тщета человеческих желаний (The Vanity of Human Wishes), последняя переработка сатир Ювенала.
В 1750 Джонсон начал издавать свой самый знаменитый журнал «Рэмблер» («Rambler»), выходивший дважды в неделю вплоть до смерти жены писателя (17 марта 1752). В 1755, после проволочек со стороны лорда Честерфилда, наконец появился Словарь. На титульном листе автор был назван магистром искусств – эта ученая степень была только что присвоена ему Оксфордским университетом. В 1758 начал выходить журнал «Айдлер» («Idler»), серьезностью намерений уступавший «Рэмблеру», и Джонсон посчитал, что настало время для давно задуманного издания Шекспира.
В 1758 в возрасте 89 лет умерла мать Джонсона; чтобы найти деньги на похороны, он поспешил отдать в печать свой единственный роман Расселас, принц Абиссинский (Rasselas, the Prince of Abyssinia). Уныло и одиноко были прожиты последующие четыре года, хотя с 1762 писатель и получал королевский пенсион в 300 фунтов стерлингов.
В июне 1763 в книжном магазине Дейвиса с Джонсоном познакомился юный Джеймс Босуэлл. На следующий год с созвездием других знаменитостей Джонсон основал «Клуб» (часто именуемый «Литературным клубом»). В 1765 писатель получил степень доктора права от Дублинского Тринити-колледжа и в том же году выпустил восьмитомное издание Шекспира. Между 1770 и 1775 появились четыре памфлета в защиту тори, за чем последовала докторская степень от Оксфордского университета. Несколько позже группа книготорговцев, которым Джонсон успешно помогал советами, попросила его написать предисловия для антологии английских поэтов, начиная с Дж.Мильтона и кончая серединой 18 в. Джонсон не устоял против такого предложения, и одной из главных его работ стали Предисловия (Prefaces, 1779–1781); в пересмотренном виде – Жизнеописания английских поэтов (Lives of the English Poets). Это 56 статей; в зависимости от интереса Джонсона к поэту они варьируются от изложения биографических сведений и критического разбора основных работ до всестороннего исследования творчества (Мильтона, Драйдена, Попа, Свифта и Аддисона).
Умер Джонсон в Лондоне 13 декабря 1784, похоронен в Вестминстерском аббатстве.
Популярность Джонсона держалась еще полвека после его смерти: в 1787 вышло издание Сочинений в 11 томах (не вошли Словарь, шекспировские материалы и случайные публикации), в 1825 появились еще 8 томов. Им восхищались В.Скотт и Дж.Г.Байрон, но вкусы меняются, и виг Т.Б.Маколей в пространном, блистательном и яростном обличении крокеровского издания Жизни Джонсона, написанной Босуэллом (1831), в лице Джонсона заклеймил тори. Целый век работы Джонсона ценились ниже, чем его беседы в передаче Босуэлла, хотя «Рэмблер», «Айдлер», Расселас и Жизнеописания английских поэтов многократно переиздавались.
Из стихотворных произведений Джонсона сохраняют интерес только поэмы Лондон и Тщета человеческих желаний, театральные прологи и еще несколько небольших вещей. Эссе Джонсона, прежде всего в «Рэмблере» и «Айдлере», внешне следуя образцам Д.Аддисона и Р.Стила, отмечены печатью незаурядной личности, глубиной суждений (о жанре романа, о Мильтоне), искусством литературного портрета.
Словарь Джонсона – два огромных фолианта – почти столетие оставался вне конкуренции. Величайший вклад Джонсона в лексикографию – необъятное количество цитат, проясняющих словоупотребление. В Жизнеописаниях английских поэтов заслуживают прочтения все статьи, но сегодня наибольшее впечатление оставляет жизнеописание А.Каули, содержащее замечания Джонсона о поэтах-метафизиках.
Ответь на вопросы викторины «Мифология»