БЭНКС, ИАН МЕНЗИС
БЭНКС, ИАН МЕНЗИС (Banks, Iain Menzies) (1954–2013), английский писатель. Автор книг «для всех» (на титульных листах выставляются инициалы «ИБ») и ориентированных на любителей научной фантастики (на титулах – «ИМБ»).
Родился 16 февраля 1954 в Данфермлинс (район Файф, Шотландия). Закончил университет Стерлинга, бакалавр гуманитарных наук (1975), сменил множество профессий, как специалист по компьютерам работал в корпорации «Ай-би-эн» (1978). Пренебрегая жанровыми отличиями триллера, «фэнтези» и научной фантастики, Бэнкс известен как «сочинитель ужасов», что давало повод сравнивать его вещи с психологической прозой Ф.Кафки и Э.А.По. Для этого подошел уже его первый опубликованный роман Фабрика ос (The Wasp Factory, 1984), на обложке которого стоит «ИБ». Семейная напряженность, выявляющаяся за время, пока семнадцатилетний герой книги Фрэнк ожидает возвращения домой своего душевно больного старшего брата, передана психологически достоверно, в то время как его сны и все поведение переводятся в сюрреалистические сферы современного романа ужасов. В романе Ступая по стеклу (Walking on Glass, 1985), также подписанном «ИБ», Бэнкс еще решительнее смешивает жанры, объединяя точно воссозданный процесс взросления подростка, овладевшую смещенным сознанием параноика мысль, что он – воин со звезды, и военные действия «настоящих» участников звездных войн из научно-фантастического романа, втянутых в междоусобный конфликт. Мост (The Bridge, 1986), лучший пока роман Бэнкса («ИБ»), представляет сложное по замыслу повествование о жизни потерявшего память человека, погруженного в свой придуманный мир.
Внутренне связаны первые четыре научно-фантастических романа, подписанных «ИМБ». С учетом Флебаса (Consider Phlebas, 1987), Играющий в игры (The Player of Games, 1988), Состояние искусства (The State of Art, 1989; также одноименный сборник, 1991) и роман Применение оружия (The Use of Weapons, 1990) включают в себя отдаленно связанные фрагменты сюжета о некоей межзвездной, базирующейся на космических кораблях Культуре. Культура может похвалиться отсутствием такой системы, когда власть держится на контроле над ограниченными ресурсами. В Культуре нет империй, нет протянувших повсюду свои щупальца корпораций, нет анклава, жителям которого тайные знания помогают сохранить независимость от бряцающего оружием далекого Царя, венчающего пирамиду власти. Примечательно, что автор показывает обитателей этой Культуры, занятых в основном тем, что наблюдают и изучают Вселенную в огромных, управляемых искусственным интеллектом космических кораблях, изъявляющими готовность жить в этой Утопии, для них в некотором роде и созданной. Что касается самих романов, не раскрывающих подробностей этого «рая», они сосредоточены на войнах, которые Культура ведет время от времени со своими противниками.
Бэнкс продолжил свои романные эксперименты за пределами научно-фантастической литературы, получая все новые положительные отклики прессы. В романе Сны канала (Canal Dreams, 1989) рассказывается о концертирующей японской виолончелистке, настолько боящейся летать на самолетах, что она готова совершать свои гастрольные турне, передвигаясь, например, на танкере с нефтью. Во время одного такого плавания героиня оказывается в центре террористической акции. Критика назвала роман «ошеломительной выдумкой на грани сюрреалистических галлюцинаций», причислив автора наряду с М.Эмисом и И.Макьюеном к «авангарду самых дерзких прозаиков современной Великобритании». Воронья дорога (The Crow Road, 1992) относится к самым сложным по структуре романам Бэнкса в рамках мейнстрима, развитие действия во многом определяют вмонтированные в сюжет кадры из прошлого, связанные с похоронами. К другим произведениям Бэнкса в русле «основного потока» относятся Соучастие в преступлении (Complicity, 1993), Изида среди неспасшихся (Isis Among the Unsaved, 1995) и Песнь камня (A Song of Stone, 1997). Бестселлером в Англии стал роман Бизнес (Business, 2000), названный в прессе «источником интеллектуального наслаждения». Научную фантастику, помимо упомянутых, представляют романы Превышение (Excession, 1996) и Перестановки (Inversions, 1998). Последний вызвал новые восторги критики, упрочив репутацию Бэнкса – сочинителя «умных и вызывающих» историй.
Произведения Бэнкса инсценируются для театра, радио и ТВ.
Умер 9 июня 2013.
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы...»