БЕНАВЕНТЕ-И-МАРТИНЕС, ХАСИНТО
БЕНАВЕНТЕ-И-МАРТИНЕС, ХАСИНТО (Benavente y Martínez, Jacinto) (1866–1954), испанский драматург. Представитель «Поколения 1898 года». Член Испанской академии наук. Лауреат Нобелевской премии 1922.
Родился 12 августа 1866 в Мадриде, в семье известного мадридского врача. Большинство крупных театральных удач Бенавенте принадлежат к периоду до 1913. Умер Бенавенте в Мадриде 14 июля 1954.
Лучше всего Бенавенте удавалась тонкая и ироничная, умеренная сатира с позиции циничного скептика, умудренного жизнью стороннего наблюдателя. Его почти всегда технически безупречные пьесы привлекают не действием (сюжет бывает едва намечен), но диалогом.
Уже в первой пьесе Бенавенте Чужое гнездо (El nido ajeno, 1894) выявились характерные черты его драматургии: атмосфера «салонной», или «изысканной» комедии, светский диалог и отсутствие сложной интриги. Сугубо «испанские» черты общественого неблагополучия («кодекс чести», полуфеодальные предрассудки) усугубили критическую направленность пьесы, практически сразу снятой с репертуара. Субботний вечер (La noche de sábado, 1903) – первая из символических, почти лирических пьес, где персонажи представляют все уровни декадентского «международного» общества. В моралистической комедии о супружеской измене Осенние розы (Rosas de otoсo, 1905) был впервые заявлен частый мотив его последующей драматургии – антиаристократизм, обеспечивший ему прочные симпатии публики. Шедевр драматурга – яркая комедия Игра интересов (Los intereses creados, 1907), где современные общественные типы решены в традициях комедии дель арте. Действие пьесы Госпожа хозяйка (Seсora ama, 1908) разворачивается среди говорящих на диалекте кастильских крестьян. В центре другой морально-философской пьесы из сельской жизни Несчастная (La malquerida, 1913) – инцестуальная любовь. Моралистическая пьеса Зло, которое нам причиняют (El mal que nos hacen, 1919) демонстрирует ущербность чувства ревности. Тема Намеков (Alfilerazos, 1924), сатиры на реакционных и напыщенных членов общества, препятствующих подлинной благотворительности и религиозной и социальной терпимости, перекликается с Злодеями добра (Los malhechores del bien, 1905) и написанной позднее пьесой Пепа Донсель (Pepa Doncel, 1928). Лучшая из пьес Бенавенте после Второй мировой войны, Барышня (Infanzona, 1945), воскрешает проблематику Госпожи хозяйки и Несчастной. Последней в театрах шла его пьеса Красная Шапочка пугает волка (Caperucita asusta al lobo, 1953).
Бенавенте. Х. Игра интересов. Петербург – М., 1919
Ответь на вопросы викторины «Мифология»