ВЮЙАР, ЖАН ЭДУАР
ВЮЙАР, ЖАН ЭДУАР (Vuillard, Jean Édouard) (1868–1940), французский художник, представитель символизма и модерна.
Родился в Кюизо (департамент Сона и Луара) 11 ноября 1868. С 1886 учился в Школе изящных искусств и академии Р.Жюльена в Париже. Совместно с М.Дени и К.Русселем основал группу «Наби» (1892), сотрудничал в символистском журнале «Ревю бланш». Подолгу жил в Нормандии и Бретани.
Сперва писал в манере, близкой к голландцам 17 в. и Ж.Б.С.Шардену (Стакан воды и лимон, 1888–1890, частное собрание, Париж), со временем включая в картины все больше элементов импрессионизма. Испытал большое влияние П.Гогена, А.Тулуз-Лотрека и японской гравюры. Наиболее типичные его символистские вещи (1890-х годов) решены в духе «интимизма»: это интерьерные сцены с фигурами, составляющими нерасторжимое красочное единство с фоном; нарочитая смутность персонажей усиливает таинственное обаяние этих образов. Предпочитал мягкие приглушенные тональности, часто вводя драматические вкрапления более темных и черного цветов. Охотно обращался к пастели. Излюбленной его темой, помимо интерьера, были сады.
Увлеченно работал также в сфере настенной живописи, высветляя колорит и превращая композиции в «ковровые» красочные арабески (Сад Тюильри, панно для дома А.Натансона, 1894, ныне в музее Орсе, Париж; панно в фойе театра Елисейских полей, 1913; росписи в Пале-Шайо, 1937, а вне Парижа – в женевском здании Лиги наций, 1939). Выступал как сценограф (в частности, сотрудничал в конце 1910 – начале 1920-х годов с антрепризой С.П.Дягилева). Среди его характерных станковых произведений – В постели (1891, Национальный музей современного искусства, Париж), В комнате (1893, Эрмитаж, Санкт-Петербург), цикл Сады Парижа (1894, Национальный музей современного искусства, Париж, и другие собрания), Супружеская жизнь (ок. 1900, частное собрание, Париж), Дамы Натансон за вышиванием на веранде (1913, музей Орсе, Париж).
В поздний период писал светские портреты.
Умер Вюйар в Ла-Боле (департамент Луара) 21 июня 1940.
Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. Франция и Бельгия. 1870–1900. М., 1994
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»