ВИТБЕРГ, АЛЕКСАНДР (КАРЛ) ЛАВРЕНТЬЕВИЧ
ВИТБЕРГ, АЛЕКСАНДР (КАРЛ) ЛАВРЕНТЬЕВИЧ (1787–1855), русский архитектор и художник, один из основоположников романтизма в русском зодчестве; прославился своим грандиозным проектом храма-памятника на Воробьевых горах в Москве. По происхождению швед, Витберг родился в Петербурге 15 (26) января 1787 в семье ремесленника-«лакировальщика», приехавшего в Россию в 1773. Первоначально воспитывался в горном кадетском корпусе. В 1802–1809 учился живописи в петербургской Академии художеств у Г.И.Угрюмова, архитектуру изучал самостоятельно. Написал ряд картин в духе академического классицизма (Изведение апостола Петра из темницы, 1806, Третьяковская галерея, Москва; и др.), исполнил немало выразительных карандашных портретов, среди которых наиболее известен портрет А.И.Герцена (1836, Литературный музей, Москва), а также графических пейзажей и архитектурных фантазий. Первоначально жил в Петербурге, где был принят в доме А.Ф.Лабзина, который, по-видимому, посвятил молодого художника в масонство.
В 1815 Витберг принял участие в конкурсе на проект храма Христа Спасителя, который предполагалось возвести в Москве в ознаменование победы в Отечественной войне 1812. Его впечатляюще масштабный проект привлек благосклонное внимание Александра I, и он стал победителем конкурса. В 1817 на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка здания, а вскоре после этого зодчий был крещен в православие, получив имя Александр. Храм Витберга призван был стать самым высоким зданием в мире, превосходя своей высотой от подошвы горы до креста (237 м) и храм Святого Петра в Риме, и колокольню Ивана Великого в Москве. Три его пирамидально скомпонованные части – подземная, углубленная в гору и скупо освещенная, средняя (по своему плану – в форме греческого креста), и верхняя (светлая купольная ротонда) – должны были, по мысли автора, представлять собою тройственный храм «тела, души и духа», или путь человеческого сознания, последовательно (снизу вверх и от тьмы к свету) обретающего откровение свыше. Вся композиция была решена в классицистических, массивно-ампирных формах, однако сам замысел – где главную роль играл не стилистический канон, а возвышенные политические и философские идеи (воинской победы, единства нации и, наконец, духовного просветления) – свидетельствовал о том, что эпоха романтизма, предполагающая свободные вариации стиля в зависимости от содержания образа, охватила уже и русское зодчество.
Строительство, однако, прервалось уже на начальном этапе. Вступивший в конфликт с властями и несправедливо обвиненный в финансовых злоупотреблениях, Витберг был отстранен от руководства постройкой, осужден с конфискацией имущества и сослан в 1835 в Вятку (храм же Христа Спасителя позже возвели в ином месте и по иному проекту – К.А.Тона). В Вятке ему удалось приступить к возведению самого значительного из его архитектурных образов – Александро-Невского собора (1839–1864, достроен И.Т.Соловкиным; разрушен в 1930-е годы); для последнего, по принципу романтической разностильности, был избран стиль готики. Здесь же опальный мастер сдружился с Герценом, надиктовав ему свои Записки с изложением замысла храма-памятника, – впервые опубликованные в «Русской старине» (1872), они включены в 1-й том Полного собрания сочинений Герцена (1954). В Вятке Витберг спроектировал также ворота, решетку и две беседки городского сада (1835–1839). В 1840 ему дозволено было вернуться в Петербург.
Умер Витберг в Петербурге 5 (17) июля 1855.
Снегирев В.Л. Архитектор А.Л.Витберг. М. – Л., 1939
Москалец Е.С., Пешнина Л.В. А.Л.Витберг в Вятке. Киров, 1975
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»