ВИШНЯКОВ, ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ
ВИШНЯКОВ, ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ (1699–1761), русский художник, представитель нового русского искусства, вызванного к жизни реформами Петра I. Родился в Москве в 1699 в семье «шатерных дел мастера». В 1714 был прислан в Петербург вместе с другими мастеровыми и передан в ведение Адмиралтейской коллегии, где со временем получил чин «малярного» подмастерья. Обнаружив талант живописца, с 1727 работал в Канцелярии от строений под руководством французского живописца Л.Каравака, усваивая стилистику западного барокко и рококо (уже в 1731 Каравак рапортовал о его «склонности писать персоны» и «добром происхождении в науке»). Возглавив «живописную команду» Канцелярии от строений после смерти А.М.Матвеева (1739), Вишняков руководил работами по декоративно-живописному убранству Зимнего, Петергофского, Летнего и Аничкова дворцов, церкви Зимнего дворца и других парадных интерьеров в Петербурге и пригородах, а также по оформлению придворных торжеств. Выступал также как реставратор, писал иконы и портреты.
Именно в последней сфере творческая личность Вишнякова выразилась наиболее пластично и ярко. Застылость и плоскостность фигур, нечеткое знание анатомии и перспективы искупаются поэтически-любовным отношением к натуре, живой рокайльной эмоциональностью. Достоверных произведений Вишнякова дошло до нас совсем немного. Среди них – портреты императрицы Елизаветы Петровны (1743), Ф.Н.Голицына (1760; обе работы – в Третьяковской галерее, Москва), Сарры-Элеоноры Фермор (ок. 1750) и ее брата Вильгельма (Вилима) Фермора (вторая половина 1750-х годов; оба портрета – в Русском музее, Петербург), Н.Тишинина и его супруги (1755, Историко-художественный музей, Рыбинск; эти две картины являются единственными подписными работами Вишнякова). Заслуженно знаменит портрет Сарры, дочери начальника Канцелярии от строений В.Фермора, – хрупкая фигурка девочки в пышном парадном платье на фоне условного архитектурно-пейзажного задника одновременно чопорно-лукава (жесты непропорционально длинных рук) и трогательно-простодушна в своей детскости (лицо), наивно-манерна, как вся придворная русская культура того времени.
Деятельность Вишнякова имела большое педагогическое значение, под его руководством работали А.П.Антропов, И.И. и А.И.Бельские, И.Фирсов и другие художники, оставившие значительный след в русской живописи века Просвещения.
Умер Вишняков в Петербурге 8 (19) августа 1761.
Ильина Т.В. И.Я.Вишняков. М., 1980
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»