ВИГЕЛАНН, ГУСТАВ
ВИГЕЛАНН, ГУСТАВ (Vigeland, Gustav) (1869–1943), норвежский скульптор, лидер символизма и модерна в национальной скульптуре.
Родился в Мандале на юге страны 11 апреля 1869 в крестьянской семье. Подростком учился резьбе по дереву, затем занимался в художественных мастерских Осло (1889) и Копенгагена (1891). В 1892–1893 жил в Париже, в 1895–1896 – в разных городах Италии. Испытал большое влияние О.Родена, особенно ощутимое в ранних его вещах (многофигурный рельеф Ад, бронза, 1893–1897, Национальная галерея, Осло). В ранний период активно работал также как художник-археолог, реставрируя скульптурное убранство собора в Тронхейме (12–14 вв.) и исполнив для него ряд новых статуй (1898–1902).
Исполнил целый ряд выразительных портретов норвежских знаменитостей (К.Гамсун, 1900; Г.Ибсен, 1903; обе работы – мрамор, там же), а также памятников, в том числе математику Н.Х.Абелю в Осло (1908) и писателю Б.Бьёрнсону в Бергене (бронза, 1916). Но вошел в историю, прежде всего, главным своим произведением, над которым работал с 1905 до самой смерти, – огромным. Это, вероятно, самый большой авторский скульптурный комплекс во всей истории искусства. Для парка, распланированного по регулярной, «французской» системе самим Вигеланном, было создано из гранита и бронзы более 1000 фигур, скомпонованных в виде многочисленных групп вокруг центрального 18-метрового гранитного Монолита, а также высеченных в самом Монолите. Классическая тема модерна – замкнутый круг жизни и смерти – нашел тут беспрецедентно масштабное, в целом патетически-скорбное воплощение, насыщенное, однако, множеством ярких и экспрессивных деталей и пластических мизансцен.
Умер Вигеланн в Осло 12 марта 1943.
Мацулевич Ж. Скульптор Вигеланн. – Искусство, 1970, № 2
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»