ВЕЕРНЫЙ СВОД
ВЕЕРНЫЙ СВОД, тип свода, встречающийся только в английской «перпендикулярной готике» (относится приблизительно к 1330–1530), пришедшей на смену «украшенной готике».
См. также ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА.
Название «перпендикулярной» (а также вертикальной, прямолинейной) готики связано с преобладанием вертикальных линий в рисунке декоративных элементов, особенно в оконных переплетах, где вертикали доминируют, а вспомогательные горизонтальные стержни делят поверхность окна на прямоугольники. К середине 14 в. наряду с звездчатой схемой свода с поперечными ребрами (льернами), уже используется и веерный свод, особенно в небольших сооружениях. Такой свод внешне напоминает ряд воронок, образуемых тонкими ребрами (нервюрами) одинаковой длины и кривизны, веерообразно расходящимися от опор вверх и вперед и составляющими равные между собой углы.
Веерные своды были использованы при сооружении клуатра собора в Глостере около 1360–1370. В соборе Глостера ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера.
В более развитой форме веерный свод представлен в Королевской капелле в Кембридже (1456–1515). Веерные своды уже не делятся на нервюры и лопасти, как традиционные своды, а состоят из отдельных, но словно бы перетекающих друг в друга каменных плит. Ажурные узоры, прежде охватывавшие только стены и окна, теперь распространились и на свод и вырезаны прямо на этих плитах, каждая из которых в часовне Королевского колледжа весит около полутора тонн.
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»