УТЗОН, ЙОРН
УТЗОН, ЙОРН (Utzon, Jorn) (1918–2008), датский архитектор, самобытно соединивший принципы функционализма и органической архитектуры.
Родился в Копенгагене 9 апреля 1918. Учился в архитектурной школе при местной Академии художеств (1937–1942), затем три года работал в Стокгольме, где испытал большое влияние построек Э.Г.Асплунда. Столь же путеводным было для него и общение с А.Аалто (в 1946 он недолгое время входил в число сотрудников его хельсинкского бюро). В 1949 стажировался в США, а в 1957 побывал в Китае, Японии, Индии и Непале.
Среди первых осуществленных им построек – собственный дом в Хеллебеке близ Эльсинора (1952) и жилой дом в Холте (1952–1953). Затем по его планам были возведены поселки Кинго близ Эльсинора (1956–1960) и «Террасы» во Фреденсборге (1957–1960). Для всех этих построек характерна строгая и лаконичная функциональность в сочетании с принципами органической архитектуры – с ее проникновенным вниманием к материалу (преимущественно кирпич и дерево) и специфике окружающего ландшафта. Возможно, под воздействием восточных впечатлений сравнительная простота ранних произведений Утзона сменилась романтической эксцентрикой в проекте Оперного театра в Сиднее (с 1956; в сотрудничестве в инженером О.Арупом); эта постройка принесла зодчему мировую славу и стала главной достопримечательностью австралийского города. Строительство шло с большими трудностями (в результате которых Утзон вынужден был в 1966 сложить с себя полномочия главного архитектора), однако все же было доведено до конца (1973). В композиции оперного театра, стоящего на берегу морского залива, доминируют вздымающиеся друг над другом бетонные своды-облочки, – напоминая надутые ветром паруса, они великолепно символизируют внутреннее музыкальное содержание здания.
Среди последующих работ мастера – техникум в Хойструпе (1959), комплекс международной выставки в Копенгагене (1960), музей в Силкеборге (1963), банковское здание в Тегеране (1963), церковь Багсвард в пригороде Копенгагена (1974–1976), парламент в Эль-Кувейте (1985). Экспрессивно, порою контрастно, сочетая форму с функцией (церковь Багсвард, к примеру, напоминает традиционную крестьянскую усадьбу, только гораздо более монументальную, а в основу композиции кувейтского парламента положен образ средневековой крепости-«касбы»), Утзон доказал жизнеспособность архитектурного модернизма на фоне более радикальных, постмодернистских течений.
Умер Утзон 29 ноября 2008 в Копенгагене.
Ответь на вопросы викторины «Архитектурные сооружения»