ТУОМБЛИ, САЙ
ТУОМБЛИ, САЙ (Twombly, Cy) (наст. имена Эдвин Паркер Туомбли-младший) (1928–2011), американский художник, создатель уникального типа постмодернистской картины.
Родился в Лексингтоне (шт. Виргиния) 25 апреля 1928 года, в семье спортивного тренера. Его прозвищем («Сай») стала кличка отцовской собаки. С 1948 занимался искусством в художественных училищах Лексингтона, Бостона и Нью-Йорка. В 1950 поступил в колледж Блэк-Маунтин в Эшвилле (шт. Северная Каролина), где его наставниками были Р.Мозеруэлл и Ф.Клейн.
Начав с живописных композиций в духе абстрактного экспрессионизма, с 1954 перешел к работе преимущественно графитовыми или цветными карандашами, которыми наносил линии на светлые (белые, кремовые или серые) красочные поверхности, лишь частично покрывающие холст – так, чтобы граница между слоем краски и чистым холстом по возможности оставалась незаметной. В 1957 поселился в Риме. Писал своеобразные знаковые «ландшафты» из беглых значков-каракулей, цифр и отдельных слов либо их фрагментов. После поездок по античным местам Италии часто включал в картины мифологические реминисценции – в виде имен богов или поэтов древности (Орфей, Вергилий и т.д.). Позднее продолжил эту линию в цикле полотен 50 дней в Илионе (по мотивам Илиады Гомера, 1977–1978). Характерен полиптих Гёте в Италии (1978, Кунстхаус, Цюрих), где сюжетом стало само название, несколько раз смутно повторенное на белесых плоскостях.
С середины 1950-х годов занимался и скульптурой (белые абстрактные композиции из дерева, а позднее близкие поп-арту ассамбляжи случайных вещей). Начиная с серии Красные картины (с 1961) иногда вводил свои произведения и цвет, не меняя, однако, их общей знаково-графической структуры. В 1966 приступил к циклу Картины со школьной доски, где – с помощью беглых штрихов и более строго-геометричных линий, как бы имитирующих небо, – стремился придать доминирующим белым фонам статус безбрежно распахнутого пространства. Его манера в целом, с одной стороны, приближается к «стилю граффити», с другой – в сравнении с коллективно-«племенной» безликостью последнего – постоянно демонстрирует свой неповторимый индивидуализм.
Значительной вехой постмодернизма явился персональный музей – Галерея Сай Туомбли, открытая в Хьюстоне в качестве специальной пристройки к зданию Коллекции Мэнил (1995, архитектор Р.Пиано).
Умер 5 июля 2011 в Риме.
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»