ТОРОС РОСЛИН
ТОРОС РОСЛИН (13 в.), армянский художник, мастер книжной миниатюры армянского Средневековья.
Родился, скорее всего, в 1210-е годы. Возможно, принадлежал к шотландскому роду Рослинов, один из представителей которого, будучи крестоносцем, женился в 11 в. на армянке. Жил и работал в Киликии (на юге современной центральной Турции), в пору существования там независимого и сильного армянского царства, породившего замечательную киликийскую школу книжной живописи. Почти вся его деятельность связана со скрипторием Ромклы – крепости, а также резиденции католикоса Констандина I Бардзбердци (период правления – 1221–1267), находившейся неподалеку от Эдессы, в пограничной с Киликией части северной Месопотамии. К подписным, бесспорно связанным с рукою Рослина кодексам принадлежат евангелия 1260 и 1262 (оба – в собрании армянского патриаршества – католикосата – в Иерусалиме); Евангелие Зейтуна (1256) и Евангелие Малатии (1267–1268; оба – в Матенадаране, Ереван); Евангелие Себастии (1262, галерея Уолтерс, Балтимор, США). Вне Ромклы, в Сисе, столице тогдашней Киликии, мастером был переписан и украшен Маштоц (Требник) 1266 (в собрании католикосата в Иерусалиме). Помимо этого несколько манускриптов приписываются Рослину или его мастерской на основании стилистических аналогий. Всего же «рослиновский» круг включает около 400 миниатюр.
Особенно стойкие черты раннехристианской культуры, присущие армянскому средневековому искусству и в классической его стадии, обретают у художника новую композиционную и в особенности цветовую экспрессию, отмеченную тонким пониманием как трансцендентных символов, так и земной (порою удивительно живо переданной) натуры. Многие исполненные им орнаменты и буквицы, равно как и фигурные сцены (например, Неверие Фомы из Евангелия Малатии) – с их сочной палитрой, где, как правило, доминирует глубокий синий тон, – принадлежат к шедеврам книжной живописи византийского круга. Отдельные изображения имеют и немалую историко-документальную ценность: таковы изысканные портреты киликийского царевича Левона (р. 1236) в некоторых манускриптах – в них проступают воздействия не только византийских, но и персидских иконографических канонов.
Скончался мастер примерно в 1270-е годы. В армянской культуре его имя, как и имя Андрея Рублева в России, обрело с веками нарицательный оттенок, символизируя высший пик художественного качества и зарождение индивидуально-творческого начала.
Дрампян И.Р. Художественные особенности искусства Тороса Рослина. – В кн.: Древнерусское искусство. Рукописная книга, сб. 3. М., 1983
Чугасзян Л.Б. Творчество Тороса Рослина в контексте культурных связей Киликийской Армении 13 века (автореферат). М., 2001
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»