ТОЛСТОЙ, ФЕДОР ПЕТРОВИЧ
ТОЛСТОЙ, ФЕДОР ПЕТРОВИЧ (1783–1873), русский художник, мастер скульптуры, графики и живописи русского романтизма.
Родился в Петербурге 10 (21) февраля 1783 в семье графа П.А.Толстого, крупного сановника, в те годы начальника Кригскомиссариата. С рождения был записан сержантом в Преображенский полк. Окончив Морской корпус со званием мичмана (1802), в том же году поступил в Академию художеств в качестве «вольноприходящего». В 1804 окончательно оставил военную карьеру, тем самым нарушив традицию и став (случай для той поры весьма редкий) аристократом-художником. Учился у скульптора И.П.Прокофьева, пользовался также советами О.А.Кипренского. Жил в Петербурге. Входил (с 1815) в несколько масонских лож. Примыкал к движению декабристов, был членом Союза благоденствия и председателем его Коренного совета, однако отошел от движения до восстания (1824), поэтому следственное дело о нем было прекращено. В 1826 написал для Николая I трактаты О нравственном состоянии войск российских и О состоянии Российской империи в отношении внутреннего ее устройства, предложив в них целый ряд законодательных, социальных и налоговых реформ.
Выдвинулся как мастер рельефов из воска, портретных или на темы античности (композиции по Одиссее Гомера, воск, 1810, Третьяковская галерея). В 1809–1828 работал в Монетном департаменте в качестве медальера. Прославился изящными медальонами в память Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813–1814 с различными их эпизодами в виде отдельных групп воинов в античных одеждах. На основе восковых моделей (всего – 21 штука; 1814–1836, Русский музей) и медных форм изготовлялись декоративные барельефы из гипса. Позднее создал аналогичного рода медальоны на темы русско-персидской (1826–1828) и русско-турецкой (1828–1829) войн. Успешно работал также в круглой (Морфей, терракота, 1822, Русский музей; мрамор, 1852, Третьяковская галерея) и монументальной скульптуре (рельефы дверей храма Христа Спасителя в Москве, 1846–1851; погибли при уничтожении храма в 1931, остались лишь подготовительные рисунки и несколько гальванопластических моделей; в воссозданном здании установлены вольные копии).
Классицистические формы обычно принимали у Толстого вид романтической мечты: возвышенно-политической, философской либо лирически-интимной. Тонкий лиризм свойствен его «очерковым» (без теней и штриховки) перовым рисункам к поэме И.Ф.Богдановича Душенька (на тему мифа о Психее; 1820–1833; все 67 композиций были повторены им в резцовых гравюрах). Проникновенно-поэтичны автопортреты художника с семьей – горельефный (воск, 1812, Третьяковская галерея) и живописно-интерьерный (Семейный портрет, 1830, Русский музей). Написал целый ряд иллюзионистических натюрмортов (Букет цветов, бабочка и птичка, гуашь, 1820, Третьяковская галерея; и др.) и немало живых жанровых сценок (гуашь и акварель). Активно обращался к самым различным сферам творчества: вырезал силуэты, изобретал новые красочные и клеевые составы, сочинил балеты Эолова флейта (1838) и Эхо (1842), в рисунках наметив их сценографию, однако ни один из них так и не был поставлен.
С 1825 преподавал в Академии художеств, был ее вице-президентом (1828–1859) и товарищем президента (1859–1868). В поздние годы потерял зрение.
Умер Толстой в Петербурге 13 (25) апреля 1873. Оставил автобиографические Записки, частично опубликованные в «Русской старине» (т. 7, 1873).
Кузнецова Э.В. Федор Толстой. 1783–1873. Л., 1981
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»