СЮЙ БЭЙХУН
СЮЙ БЭЙХУН (по другой транскрипции Жю Пэон) (1895–1953), китайский художник, органично соединивший в своем творчестве национальные и западные традиции.
Родился в уезде Исин провинции Цзянсу (Восточный Китай) 19 июля 1895 в семье художника и поэта Сюй Дачжана. Начальные уроки искусства получил от отца. В 1915 приехал в Шанхай, где продолжил образование в местном университете. Получив правительственную стипендию, отправился в Париж (1919) и занимался там в Школе изящных искусств у П.Даньяна-Бувре. Много путешествовал по Европе, вернувшись на родину в 1927. Жил преимущественно в Шанхае и Нанкине; преподавал в тамошних университетах. В 1934 посетил СССР.
Стал по сути первым и (в исторической перспективе) крупнейшим китайским художником 20 в. – из тех, что прошли западную школу и стремились применить свои познания для обновления национальной живописи. При этом сторонился авангарда, развивая по-своему «неоклассическое» направление. Работал в технике живописи тушью (в жанрах «цветы-птицы» и «люди»), часто обращался также к масляной живописи и акварели. Широко применял приемы европейской перспективы, светотеневой лепки форм, анатомически обоснованного рисунка, живописи на пленэре, но при этом в лучших своих вещах все же работал в первую очередь свободным штрихом и пятном – в старинном (как бы «каллиграфическом») китайском вкусе. За рубежами страны особую известность получили его анималистические образы, в первую очередь знаменитые «лошади Сюй Бэйхуна» (Отдыхающая лошадь, 1930). Среди других работ мастера – Остров бессмертных (1931), Кошки (1932), Петух у бамбука (1944; все тушь, Музей искусств народов Востока, Москва), многочисленные портреты.
После окончания Второй мировой войны обосновался в Пекине. С 1949 занимал посты директора Центральной Академии художеств и председателя Всекитайской ассоциации деятелей литературы и искусства. Интерес к историческому жанру (в 1930-е годы он написал несколько картин маслом и тушью на темы средневекового прошлого), а также свойственная Сюй Бэйхуну (как и классической китайской традиции в целом) манера аллегорического выражения современных событий через образы природы (Летящий полководец, лев в прыжке, 1934; Крик петуха перед бурей, 1937; и др.) в конце 1940–1950-х годов нередко сменялись у него композициями в духе соцреализма (Участники Всемирного конгресса сторонников мира, радующиеся вестям об освобождении Нанкина, 1949; все тушь, Музей Гугун, Пекин).
Умер Сюй Бэйхун в Пекине 26 сентября 1953.
Глухарева О.Н. Сюй Бэй-хун. М., 1957
Сюй Бэй-хун (альбом). М., 1980
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»