СНЕЙДЕРС, ФРАНС
СНЕЙДЕРС, ФРАНС (Snyders или Snijders, Frans) (1579–1657), фламандский художник, корифей барочного натюрморта.
Был крещен в Антверпене 11 ноября 1579. Учился у П.Брейгеля Младшего (ок. 1592–1593). В 1608–1609 посетил Италию. По возращении в Антверпен работал в мастерской П.П.Рубенса, часто писал цветы, фрукты и животных в картинах последнего. Был главным придворным художником эрцгерцога Альберта, испанского наместника.
Ранние натюрморты Снейдерса сравнительно невелики по размерам; это, главным образом, корзины и вазы с фруктами, написанные в суховатой и пестрой манере. Художник достиг творческой зрелости в 1610-е годы. Типическими для него стали крупноформатные картины, по сути панно, с грудами битой дичи, обилием фруктов, цветов, овощей, рыбы, раковин. Живописное мастерство Снейдерса, с одной стороны, впечатляет своим декоративным размахом, а с другой – объединяет все эти массы в настоящие праздники природы, явленной здесь в виде продуктов всех ее четырех стихий. Картины художника часто составляли целые серии, предназначенные для украшения больших дворцовых интерьеров (такова, в частности, Рыбная, Фруктовая и Овощная лавки для столовой дворца архиепископа А.Триста в Брюгге, 1618–1621; ныне – в Эрмитаже, Петербург). Фигуры людей в натюрмортах обычно выполнялись другими художниками, в том числе Я.Иордансом, А.Ван-Дейком, К.де Восом, А.Янсенсом.
Снейдерс был также замечательным анималистом, не только вводя в свои «кухни» и «лавки» разнообразных животных, но и создавая стремительно-динамичные «охоты», пользовавшиеся большим успехом при европейских дворах (серия «охот», заказанная Филиппом III Испанским, 1610-е годы; Прадо, Мадрид). Особый раздел его творчества образуют «птичьи концерты» – с птицами, составляющими красочные «капеллы».
Умер Снейдерс в Антверпене 19 августа 1657.
Левинсон-Лессинг В.Ф. Снейдерс и фламандский натюрморт. Л., 1926
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»