СКОПАС
СКОПАС (4 в. до н.э.), древнегреческий художник и архитектор, чье искусство (наряду с творчеством Лисиппа) завершило эпоху древнегреческой скульптурной классики.
Родился на острове Паросе, работал в Тегее (ныне Пиали; после 395 до н.э.), Галикарнасе (ныне Бодрум, Турция; 367–351 до н.э.), Эфесе (после 356 до н.э.), Фивах (до 336 до н.э.) и других городах. Произведения Скопаса (исполненные в мраморе) известны не только по римским копиям и свидетельствам античных авторов (Каллистрата, Павсания, Плиния Старшего и др.), но и по подлинным фрагментам.
Главным свойством его работ явился – по контрасту с гармоническим покоем образов Поликлета и Фидия – мощный, вырывающийся наружу пафос, энергия телесных усилий и страстных душевных переживаний, выраженная в бурной динамике композиций, напряженной ритмике складок одежд и особых телесно-пластических акцентах (глубоко посаженные глаза, складки на лбу, приоткрытый рот). Исполнил фриз мавзолея в Галикарнасе (совместно с Леохаром и другими мастерами; фрагменты – в Британском музее, Лондон). Среди римских копий произведений Скопаса – прославленная Менада (упомянутая Каллистратом как Менада, разрывающая козла) и восходящая, вероятно, к фигурам, украшавшим храм Афины Алеи в Тегее; Потос (персонификация любовной тоски), Мелеагр, Молодой Геракл.
Выступал также и как архитектор, выстроив, в частности, храм Афины Алеи в Тегее, который, согласно Павсанию, «превзошел все прочие пелопонесские храмы как размерами, так и совершенством своим» (сохранились его фундаменты, открытые раскопками). Искусство Скопаса стоит у истоков эллинистического периода античной культуры.
Чубова А.П. Скопас. Л.–М., 1959
Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М., 1994
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»