ШПАЛЕРЫ И ГОБЕЛЕНЫ
ШПАЛЕРЫ И ГОБЕЛЕНЫ, вид тканного вручную декоративного изделия – безворсового ковра-картины. Искусство шпалеры достигло расцвета в эпоху готики во Франции, но его истоки прослеживаются в древних культурах. Шпалеры являются ценными источниками для истории костюма, выполняя, таким образом, не только декоративные, но и документальные функции.
С древнейших времен ковровые ткани служили домашним нуждам и использовались как украшение. Для придворных и церковных церемоний требовались роскошные, но в то же время удобные в употреблении средства декора; для этого очень хорошо подходили тканые картины, которые было нетрудно хранить и перевозить. Из летописей известно, что шпалеры широко использовались в разных случаях – для убранства комнат временного жилища короля, для оформления религиозных празднеств и просто в качестве драпировок стен холодных каменных залов средневековых европейских замков. Знатные люди, путешествуя, брали с собой шпалеры, порой огромных размеров, которые могли использоваться в качестве передвижных перегородок, отграничивавших спальню.
Многочисленные войны привели к тому, что комплекты шпалер оказались разрозненными; многие великолепные изделия были разрезаны на куски, а другие сожжены ради золота и серебра из их нитей.
Сюжеты средневековых шпалер, в сущности, сводятся к трем видам: религиозные, мифологические и эпизоды придворной жизни. Сцены из жизни горожан сравнительно редки; обычно на шпалерах изображались возвышенные легенды или славные исторические события. В эпоху готики преобладали библейские сюжеты, например Царица Савская, Принесение во храм Младенца Христа, Святой Реми. В 17–18 вв. интерес к этим сюжетам ослаб; в замках королей Франции Людовика XIV и Людовика XV, Шамборе и Компьене, были прекрасные шпалерные кабинеты с ткаными картинами светского содержания. В домах знати и горожан чаще встречались вердюры (франц. – зелень) – пейзажи с преобладанием зеленой листвы. Не менее популярны были т.н. мильфлёры – шпалеры, фон которых сплошь покрывали узоры с букетиками цветов. Эти узоры подготовили появление цветочных обоев, которым предстояло вытеснить в убранстве жилых домов дорогие гобелены.
Шпалерное дело развивалось в условиях правительственной поддержки ткацких мануфактур. Ведущие художники диктовали моду на определенные сюжеты и стиль, а техника, присущая каждому отдельному центру, вносила свой вклад в художественное совершенствование этого ремесла. Так, ведущими центрами производства шпалер во Франции были королевская мануфактура Гобелен близ Парижа (ее название стало употребляться как нарицательное для обозначения безворсовых тканых ковров-картин), а впоследствии – мастерские города Обюссон.
В середине 15 в. семья красильщиков Гобеленов организовала в предместье Парижа Сен-Марсель мастерскую, на основе которой в 1662 при Людовике ХIV по инициативе Жана Батиста Кольбера была создана Королевская мануфактура, а ее управляющим назначен художник Шарль Лебрен. В 18 в. мануфактуру возглавляли Франсуа Буше, Жан-Батист Удри.
В Англии, в подражание Генриху IV Французскому, который выписал в 1607 ткачей из Фландрии, в 1620 в пригороде Лондона Мотлэйке также была построена шпалерная мануфактура, на которой была создана серия шпалер Деяния Апостолов по картонам Рафаэля.
Атрибуция шпалер представляет значительные трудности, поскольку в Средние века и в эпоху Возрождения их композиции часто копировались и повторялись. Однако невзрачные воспроизведения и подражания старым шпалерам в период около 1870–1940 достаточно легко определить, поскольку тогда ткачи работали по картонам очень слабых и не создавших собственной манеры художников, а подражания готическим шпалерам отличались слащавой сентиментальностью. Оценка качества гобелена, как и в живописи, достаточно трудна; важно обратить внимание на то, насколько композиция и рисунок подходят для техники тканья, и не искажена ли присущая этой технике плоскостность стремлением создать иллюзию глубины. Большинство опытных специалистов сразу же предпочтут готические и раннеренессансные шпалеры с откровенно плоскостными изображениями техническим триумфам викторианских ткачей, которые, подражая методам трактовки формы и перспективных построений иллюзионистической масляной живописи, ставят средства выражения одного вида искусства на службу другому.
Гобелены, особенно французские, приобрели широкую известность, когда в 1946 в Париже была организована великолепная выставка старинных и современных шпалер. Эти выдающиеся произведения из частных и публичных собраний были показаны в Париже, Амстердаме, Брюсселе, Лондоне, Нью-Йорке и Чикаго; впервые зрители получили возможность составить адекватное представление об этом виде искусства. Среди многих шпалер, выставленных в 1946, была анжерская серия Апокалипсис 14 в., сцены из жития св. Стефана и серия Дама с единорогом (обе серии из музея Клюни в Париже). Благодаря этой выставке гобелен снова был воспринят как живой и активный вид искусства, не имеющий ничего общего с фабричными подделками и скучными подражаниями, которые столь долго предлагались на аукционах. Индивидуализм, присущий искусству 20 в., проявился и в современном дизайне гобеленов. Работы, созданные во время Второй мировой войны во Франции, характеризуются не столько местом производства (например, Гобелен, Аррас или Бове), сколько стилем художника-дизайнера. Во Франции, в Обюссоне производство гобеленов восстанавливается по инициативе Жана Люрса. Выполненные по рисункам художников Ж.Люрса, М.Громера, М.Сен-Санса, Р.Дюфи, А.Матисса, Гиньебера, Маршана, Ж.Пекар-Леду и др., эти гобелены поражают яркой индивидуальностью и оригинальностью. Древнее искусство тканой картины было обновлено свободными экспериментальными приемами и абстракционизмом новейших художественных движений 20 в. Однако гобелен продолжает оставаться видом искусства, сочетающим функционализм и чисто живописные декоративные достоинства.
С 1960-х в технике авторского (выполненного самим художником) гобелена работают художники России, Украины, Эстонии, Литвы, Латвии, Грузии.
Техника.
Техника изготовления шпалер сравнительно проста. Даже сложные и богатые гобелены создаются довольно простым переплетением цветных шерстяных нитей на хлопчатобумажной основе (ковры ткутся подобным образом, но их нити завязываются узлами и обрезаются, формируя ворс). Все шпалеры ткутся на ткацких станках, с вертикальным или горизонтальным креплением основы (это зависит от желаемой скорости и стоимости работы). Ткач накручивает законченную часть изделия на барабанный ролик и продолжает работу, тщательно воспроизводя рисунок или картон, находящийся непосредственно перед ним. Сам ткач (tapissier) почти никогда не создавал эскизов для шпалер; одно время это даже было запрещено законом. Обычно эскизы делали живописцы, и вплоть до 1940-х годов это были по большей части условные, схематизированные мотивы и аллегорические композиции.
Ткач просто переплетает челноком шерстяные нити основы, подобранные в соответствии с тонами картона. В старинных шпалерах было немного оттенков, затем их число увеличилось до 14 600, а к 1940-м годам сократилось примерно до 50. Использование анилиновых красителей привело к выгорания рисунка гобелена, однако вскоре были разработаны яркие светоустойчивые красители. Исследования проблемы окраски нитей проводятся в лабораториях фабрики Гобелен.
Одна из технических сложностей производства гобеленов – трудность проверки в ходе работы лицевой стороны изделия, которую ткач видит лишь отраженной в зеркале, установленном позади нитей основы. Еще одна проблема – объемная трехмерная моделировка форм, которая достигается при помощи «штриховки» – пересечения стежков нитей разного цвета. Прибегая к крайней детализации, можно добиться эффекта реалистической масляной живописи и создавать даже портреты. К счастью, мастера уже не стремятся к подобному подражанию живописи.
Условия хранения шпалер и поддержания их в хорошем состоянии – примерно те же, что и для всех ковровых изделий. Если шпалера не экспонируется, она должна быть свернута в рулон, но ни в коем случае не сложена; для развески необходима жесткая тканая лента, к которой прикрепляются кольца. Старые шпалеры и гобелены должны иметь подкладку, которую следует хорошо укрепить диагональной стёжкой. Они должны висеть свободно, без натяжения; обрамление сильно вредит полотну гобелена. Чистка и починка старинных изделий должна быть заботой музейных специалистов.
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»