ШОНГАУЭР, МАРТИН
ШОНГАУЭР, МАРТИН (Schongauer, Martin) (1435/1440–1491), немецкий живописец и гравер. Родился в Кольмаре (Эльзас), умер в Брейзахе (Баден). О его жизни известно мало. Юность он провел в Нидерландах, возможно, работая в мастерской Рогира ван дер Вейдена. Живописные произведения Шонгауэра сохранились только во фрагментах, а единственная, несомненно принадлежащая ему работа – алтарный образ в церкви Сен Мартен в Кольмаре Мадонна в беседке из роз (1465–1470). В этом произведении сочетаются изящество и монументальность, что необычно для немецкой живописи той эпохи. Скорее всего, кисти Шонгауэра принадлежат также створки Алтаря Орлие (1465–1470, Кольмар, музей Унтерлинден) и две маленькие картины – Святое семейство (ок. 1480, Мюнхен и Вена) и Поклонение пастухов (ок. 1480, Берлин – Далем). В последние годы жизни Шонгауэр написал фреску Страшный суд (1489–1491) в соборе Брейзаха, но она сохранилась лишь частично.
Значение творчества Шонгауэра определяется его вкладом в развитие гравюры. На всех сохранившихся 115 гравюрах мастера стоит его монограмма, которую нередко использовали и другие граверы этого времени. Гравюры, относящиеся к раннему периоду его творчества, достаточно большие по размерам и сложные по композиции. Среди них: Поклонение волхвов, Бегство в Египет, Успение Богоматери, Искушение св. Антония и Несение креста (все после 1470). Самое значительное произведение Шонгауэра – серия из 12 листов Страсти Христовы. Гравюры позднего периода творчества Шонгауэра отличаются экономным использованием выразительных средств; в таких листах, как Явление Христа Марии Магдалине, большие пустые пространства белой бумаги эффектно контрастируют с густым переплетением штрихов. Орнаментальные и геральдические композиции Шонгауэра принадлежат к числу наиболее изящных произведений позднеготической графики. Он значительно расширил арсенал выразительных средств гравюры, очень точно и тонко передавая в своих произведениях характер пространства и разнообразие фактур предметов при помощи светотени. Многие гравюры мастера стали образцами для других граверов, живописцев и скульпторов не только в Германии, но и во Франции и Италии.
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»