ШЕРВУД
ШЕРВУД, семейство русских архитекторов и художников, представителей историзма и модерна.
Владимир Иосифович (Осипович) Шервуд
(1832–1897), отец семейства, архитектор и теоретик. Родился в имении Истлеево (Тамбовская губерния) 18 (30) августа 1832 в семье английского инженера Джозефа Шервуда, приглашенного в Россию для строительства каналов. Оставшись в пятилетнем возрасте круглым сиротой, находился под опекой сестры матери, художницы-акварелистки Д.Н.Кошелевской. Занимался в Московском дворцовом архитектурном училище (1848–1849), а затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое окончил в 1857 со званием свободного художника по пейзажу. В 1860 по приглашению Ч.Диккенса приехал в Лондон, где работал (преимущественно как живописец) пять лет, написав, в частности, семейный портрет Диккенсов. Вернувшись в Россию, продолжил образование в петербургской Академии художеств, окончив ее в 1869. Писал пейзажи и заказные портреты, продолжая самостоятельно изучать архитектуру, в том числе опыт древнерусского зодчества. Жил преимущественно в Москве.
Примкнув к историзму национально-романтического толка, Шервуд стал едва ли ни самым ярким представителем той разновидности «русского стиля», который принято именовать «стилем Александра III», – несравнимо более монументально-официальным в сравнении с предшествующим ему «ропетовским». Своеобразным манифестом этого стиля стало здание Исторического музея в Москве, конкурсный проект которого (1875) Шервуд выполнил совместно с архитектором А.А.Семеновым (сама постройка была осуществлена в 1876–1881). Мастер осмыслял это здание – своим краснокирпичным «древнерусским» декором и шатровыми башнями активно перекликающееся с ансамблем Красной площади – как эстетический храм национальной истории, изложив свой замысел в специальной брошюре (Несколько слов по поводу Исторического музея имени Его Императорского Высочества наследника цесаревича, 1879). Позднее опубликовал книгу Опыт исследования законов искусства. Живопись, скульптура, архитектура и орнаментика (1895), ставшую программным выражением идей культурологического славянофильства (в духе Н.Я.Данилевского) в историко-художественной сфере. Среди других его произведений наиболее известны московские монументы: памятник гренадерам, павшим под Плевной (в виде украшенной батальными горельефами часовни в «русском стиле», т.е. еще одного «исторического храма»; 1880–1887), и более скромный по масштабу однофигурный памятник хирургу Н.И.Пирогову (1897). Умер В.О.Шервуд в Москве 9 (21) июля 1897. В 1996 вышла в свет часть его неопубликованных воспоминаний («Московский журнал», № 1).
Сергей Владимирович Шервуд
(1858–1899), старший сын В.О.Шервуда, родился в Москве 1 (13) декабря 1858. Окончил МУЖВЗ (1889). Работал архитектором, не раз помогал отцу. В своих церковных постройках придерживался его «неорусской» стилистической ориентации (соборный Казанский храм Шамординского Свято-Амвросиевского монастыря (Калужской губернии), 1895–1901), в проектах же частных особняков свободно варьировал различные декоративно-тектонические формулы (необарочный особняк на Пятницкой в Москве, 1897). Умер С.В.Шервуд в Москве 17 (29) августа 1899.
Владимир Владимирович Шервуд
(1867–1930), средний сын В.О.Шервуда, родился в Москве 5 (17) мая 1867. Тоже был зодчим, причем известен гораздо большим количеством построек. Окончил МУЖВЗ (1895). Жил в Москве. По его проектам здесь в 1900 – первой половине 1910-х годов был выстроен целый ряд доходных домов – в Милютинском (1899–1900), Хлебном (1903), Черниговском (1906) переулках, на Бауманской улице (1902–1906), Покровке (1909) и др.) – преимущественно в духе модерна. В качестве архитектора Московского купеческого общества (с 1903) и члена комиссии по переустройству Нижних торговых рядов, т.е. нынешнего района между ГУМом и Зарядьем, внес большой вклад в обновление делового центра древней столицы. В ряде его произведений (например, комплексе деловых, ныне административно-правительственных зданий на Старой площади, 1914) модерн уже заметно уступает место более рациональной, как бы предконструктивистской стилистике – прежде всего, в строгом ритме больших прямоугольных окон. После революции 1917 строительной практикой почти не занимался. Умер В.В.Шервуд в Москве 18 июня 1930.
Леонид Владимирович Шервуд
(1871–1954), младший сын В.О.Шервуда. Занимался скульптурой, соединив модерн с программой соцреализма. Родился в Москве 16 (28) апреля 1871. Получил художественное образование в МУЖВЗ (1886–1891), где главным его наставником был С.И.Иванов, а также в петербургской Академии художеств (1893–1898), – там учился у В.А.Беклемишева. Продолжал учебу в Париже, куда приехал в качестве «пенсионера» Академии: в 1899–1900 посещал академию Р.Жюльена, пользуясь советами О.Родена и А.Бурделя. По возвращении на родину жил в основном в Петербурге-Ленинграде. К его наиболее значительным дореволюционным произведениям принадлежат надгробия Г.И.Успенского и Н.Г.Гарина-Михайловского на Волковом кладбище (оба надгробия – бронза, гранит, 1904), памятник адмиралу С.О.Макарову в Кронштадте (бронза, гранит, 1913), а также надгробие археолога А.В.Тищенко на Смоленском кладбище (гранит, мрамор, 1914). Работал над надгробным памятником М.А.Врубелю, который, однако, остался лишь в виде эскиза (1910–1917, гипс, Русский музей). По этим произведениям четко прослеживается его творческая эволюция от импрессионизма к модерну. После революции 1917 работы Шервуда – памятники А.Н.Радищеву (1918) и А.И.Герцену (1918–1919), в обоих случаях открытые и в Петрограде, и в Москве; сохранился лишь гипсовый Радищев, ныне находящийся в собрании московского Музея архитектуры имени А.В.Щусева, – вошли в число первых произведений «монументальной пропаганды». Исполнил целый ряд официозных скульптурных портретов, как для выставок, так и для установки в госучреждениях (П.Л.Войков, гипс, 1927, Русский музей; И.В.Сталин, бронза, 1928, Музей политической истории, Петербург; и др.). Особой популярностью пользовалась исполненная им символически-типажная фигура героического Часового (1933), вошедшая в число канонических образцов соцреализма. Активно работал как педагог: с 1918 преподавал в бывшей Академии художеств в Петрограде и других институтах. В 1937 опубликовал мемуарную книгу Путь скульптора. Умер Л.В.Шервуд в Ленинграде 23 августа 1954.
Шервуд Л.В. (альбом). М., 1955
Кириченко Е.И. Архитектор В.О.Шервуд и его теоретические воззрения – Архитектурное наследство, выпуск 22, 1974
Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма. Иллюстрированный биографический словарь. М., 1998
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»