ШЕХТЕЛЬ, ФРАНЦ АДОЛЬФ
ШЕХТЕЛЬ, ФРАНЦ АДОЛЬФ (Федор Осипович; 1859–1926), русский архитектор, представитель русского модерна. Родился в Саратове 26 июля (7 августа) 1859 в семье инженера. В 1875–1877 посещал Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1880-е годы работал помощником у архитекторов А.С.Каминского и К.В.Терского, испытав большое воздействие их романтического историзма. Занимался книжно-журнальной графикой, дизайном театральных афиш, торжественных адресов и меню, вместе со своим другом Н.П.Чеховым (братом А.П.Чехова) писал иконы и эскизы церковных росписей. До начала 1890-х годов работал и собственно в театре, оформляя спектакли под руководством художника К.Ф.Вальца (Большой театр) и антрепренера М.В.Лентовского (народный театр «Скоморох»). Опыт графика и сценографа помог ему развить идею архитектуры как эксцентрически-живописного зрелища. В 1915 был крещен в православие и принял имя Федора. Жил в Москве.
К концу 19 в. по его проектам было построено уже немало зданий, преимущественно дач и особняков. Лейтмотивом образных концепций Шехтеля было чаще всего средневековое зодчество, романо-готическое либо древнерусское. Западное Средневековье с налетом романтической фантастики доминирует в особняке Морозовой на Спиридоновке (1893), ряд других зданий – таких, как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901) и композиционно-стилистически варьирующий их московский Ярославский вокзал (1902), – решены в «неорусском» духе. В любом случае Шехтель весьма свободно трактует старинные прототипы, стилизуя их с учетом современных функций. Зачастую облик здания строится – как в известнейшей его постройке – особняке Рябушинского на Малой Никитской (1900) – на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью.
Среди других его значительных работ – собственный особняк в Ермолаевском переулке (1896), особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке (1901), дом Московского общества страхования от огня и гостиница «Боярский двор» на Старой площади (1901), перестройка Художественного театра (1902; собственно, именно благодаря Шехтелю он обрел свой «фирменный» дизайн), банк Рябушинских на Биржевой площади (1903–1904), типография «Утро России» в Большом Путинковском переулке (1907), кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади (1912). В последних трех случаях артистический изыск уступил место т.н. рациональному модерну – с более скупым декором и строгой пластикой стен. Данью памяти А.П.Чехова стали выстроенные по проекту Шехтеля библиотека и музей писателя в Таганроге (1910).
После Октябрьской революции 1917 зодчий был председателем Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений, членом и председателем целого ряда конкурсных жюри. Продолжал работать и как педагог (с 1896 преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище).
Умер Шехтель в Москве 7 июля 1926.
Кириченко Е.И. Федор Шехтель. М., 1973
Ф.О.Шехтель и проблемы истории архитектуры конца 19 – начала 20 веков. М., 1988
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»