ШАРТРСКИЙ СОБОР
ШАРТРСКИЙ СОБОР, собор Нотр-Дам в Шартре во Франции. Был заложен на месте древнего друидского святилища епископом Фульбером в 11 в. После пожара (1194) собор был восстанавлен; при этом крипта разрушенного собора Фульбера была включена в систему фундаментов, а ранний готический фасад 1135–1180 оказался встроенным в новый фасад. Собор был освящен в 1260. Это одно из наиболее почитаемых церковных зданий в мире, силуэт его гармоничен, хотя и не завершен (предполагалось возвести восемь башен, но только две из них увенчаны шпилями). Длина храма 130 м, высота свода главного нефа над полом – 36 м; центральный и боковые нефы вместе имеют ширину 32 м при трансепте 45 м шириной.
Западный вход, именуемый «Королевским порталом» (украшен статуями королей и королев), датируется 1145 и демонстрирует переход в скульптуре от романского стиля к готике. Над ним располагаются четыре окна со знаменитыми витражами 12 в., среди которых – прославленная композиция «Древо Иесеево». Портал фланкирован парой башен. Над северной башней (1135) – изящный шпиль в стиле «пламенеющей готики» (1507–1513) высотой 114 м. Южная башня (после реконструкции 1195) высотой 106 м относится к числу самых красивых церковных башен в мире. Интерьер собора отличается величием и изяществом. Здесь впервые применена трехчастная система членений стен главного нефа, с аркадами в нижнем ярусе, поясом трифория и верхним рядом окон. Нервюрные крестовые своды боковых нефов, квадратные в плане, и такие же нервюрные крестовые, но прямоугольные в плане своды главного нефа с логической конструктивной четкостью поддерживаются аркбутанами (наружными висячими полуарками) в соответствии с той основной конструктивной системой, которая применялась при строительстве соборов в Суассоне, Реймсе, Амьене и Бове. Просторный трансепт имеет с каждого торца трехчастный входной портик с готической скульптурой (1210–1240). Глубокий хор, завершенный в 1221, окружен двойной галереей деамбулатория (полукругового обхода) с венцом радиально расходящихся капелл. В интерьере почти полностью сохранились витражи 12 и 13 вв., формы которых варьируются от более ранних до величественных и совершенных в фигурах верхнего ряда окон главного нефа.
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»