САН-СУСИ
САН-СУСИ (франц. Sans Souci – беззаботный) – считающийся уникальным дворцово-парковый ансамбль недалеко от г.Потсдам (Германия), его площадь составляет 290 га. Дворец Сан-Суси был летней резиденцией императора Фридриха II Великого (1712–1786).
В 1743 прусский император Фридрих II Великий, находясь на полпути между Берлином и Потсдамом, обратил внимание на холм, с которого открывался замечательный вид. В 1744 он приказал устроить в этих местах террасы для виноградников, а 14 апреля 1745 здесь был заложен первый камень в основании дворца, освященного в мае 1747, хотя сами работы велись до 1748. Фридрих II предполагал, что «беззаботный дворец» Sans Souci станет его личным убежищем, где он сможет отдыхать, заниматься философией и музыкой. Он лично принимал участие в строительстве: делал эскизы, которые передавал главному архитектору Георгу Венцеслаусу фон Кнобельсдорфу, утверждал проекты. В строительстве и украшении дворца принимали участие художники Иоганн Август Наль (декор), Иоганн Михаэль Старший и Иоганн Христиан Младший Хоппенхаупт (декор, эскизы мебели), французский художник Антуан Пен, Беньямин Гизе (литейщик), скульпторы Георг Франц Эбенхех и Иоганн Бенкерт. В 1750 в партере парка были установлены статуи, созданные французскими скульпторами.
Одноэтажный дворец с двенадцатью высокими застекленными дверями, расположенный над шестью террасами ступенчатого зеленого партера с виноградными теплицами, отделен от уровня парка тремя ступенями. Карниз фасада украшен фигурами кариатид, нимф, сатиров. Середина дворца, немного выступающая вперед и слегка изгибающаяся, оформлена овальным куполом над центральным, Мраморным залом. Фасад расчленен двойными коринфскими пилястрами, переходящими в 88 колонн двух четвертных арок колоннады, которые образуют парадный двор дворца (курдонер) с замкнутым контуром и въездом в центре. В 1748 по приказу короля во дворе был построен резервуар с водой для фонтанов, но в 18 в. фонтаны не работали, т.к. не удавалось поднять насосами воду на гору, где располагался дворец. Фонтаны в Сан-Суси заработали только в 1841 (после открытия силы пара).
Боковые флигели поначалу были одноэтажными: в восточном располагались помещения для слуг, в западном – кухни. С 1841 во дворце жил император Фридрих Вильгельм IV (1795–1861), по приказу которого флигели переделали. Архитекторы Людвиг Персиус и Фердинанд фон Арним надстроили два этажа и удлинили постройки. Из-за членения зданий коринфскими пилястрами флигели стали похожи на главное здание. В восточной части расположились кухни и хозяйственные службы, в западном – комнаты для дам и кавалеров и помещения для их слуг.
Интерьеры дворца декорированы в стилях рококо и классицизма. В центре дворца расположены Вестибюль и Мраморный зал (Столовый). Двойные коринфские колонны, украшающие здание снаружи, повторены и внутри: в Вестибюле они сделаны из искусственного мрамора, в Мраморном зале – установлены великолепные монолитные колонны каррарского мрамора. Плафон Вестибюля украшен росписью с изображением богини Флоры, осыпающей входящих цветами. Над Мраморным залом поднимается величественный купол, в центре которого расположено отверстие, подобное «глазу» в куполе римского Пантеона. Мраморный зал, решенный в стиле раннего классицизма, является одним из самых известных творений знаменитого скульптора Кнобельсдорфа.
Орнаменты фридриховского рококо сдержанные: виноградные гроздья и листья, цветы, музыкальные инструменты, птицы в соединении с рокайльным орнаментом. Интерьеры оформлены работами французских мастеров: картины Ватто, Ланкре, Патера, произведения французского декоративно-прикладного искусства, в круглом зале Библиотеки имеется большое собрание французских авторов. Библиотека – обязательная составная часть всех дворцов императора Фридриха II, убранство которых всегда отличается роскошью: облицовка панелями из кедра и других дорогих пород дерева, позолоченная бронза.
Во дворце нетронутыми сохранились жилые покои короля. Перестройке подверглись лишь кабинет и спальня по приказу императора Вильгельма II (1859–1941).
Апартаменты императора, находящиеся в восточной части дворца, состоят из зала для аудиенций, кабинета, концертного зала, спальни, библиотеки. В западной части дворца находятся пять комнат для гостей. В двух круглых крыльях здания расположены библиотека на одной стороне и гостевая комната на другой.
Все комнаты для гостей имели одинаковое архитектурное решение: альков для кровати, дверь в гардеробную, из каждой комнаты имеется отдельный выход в парк. Стены двух средних комнат для гостей обиты сине-белой и красно-белой полосатой тканью. Третья комната украшена венецианскими ведутами Маринески и римскими работами Панини. В первой комнате деревянные панели стен расписаны в китайском стиле. Четвертая комната, т.н. «комната Вольтера» (здесь с1750 по 1753 жил и работал Вольтер), после 1752 приобрела яркий декор: птицы, цветы на лаковом фоне (художник Иоганн Христиан Хоппенхаупт Младший).
Император Фридрих II Великий умер и был похоронен во дворце Сан-Суси. После его смерти дворцом стали пользовались реже, лишь Вильгельм IV вновь сделал здание главной королевской резиденцией.
От дворца спускается вниз широкая лестница, которая пересекает виноградные террасы. Это придает зданию оттенок монументальности. У подножия лестницы начинается Главная аллея, соединяющая замок с Новым дворцом и делящая парк на северную и южную части.
В парке были построены: оранжерея в западной части парка, бельведер, возведенный при Фридрихе Вильгельме IV, небольшие парковые сооружения (римские купальни, чайный домик, домик дракона), дворец Шарлоттенхоф. Искусственные холмы и пригорки образовывали светотеневую композицию парка: при движении посетителей их глазам открывались все новые виды – беседки, гроты, живописные руины. Водное пространство парка рассматривалось как единое целое. Кнобельсдорф создал ложбины вдоль озера, в которых должен был собираться туман, призванный обеспечивать живописный эффект. Позже, при Фридрихе Вильгельме IV, позади руин была возведена Норманнская башня со смотровой площадкой. К востоку от дворца была построена уединенная картинная галерея.
Новый дворец
(1763–1766) – последняя и самая большая дворцовая постройка 18 в. парка Сан-Суси. Новый дворец построен в стиле сдержанного северного рококо и расположен в 2 км от дворца Сан-Суси.
Планы строительства большого дворца для высокопоставленных гостей недалеко от летней резиденции Сан-Суси появились в 1755. Фридрих II поручил разработку планов дворца архитектору Иоганну Готфриду Бюрингу, которого в 1763 сменил архитектор Карл фон Гонтард. Начавшаяся Семилетняя война приостановила строительные планы, к которым вернулись в 1763.
Для строительства Нового дворца выбрали западную часть большой Главной аллеи парка Сан-Суси. Главное здание и флигели образуют парадный двор дворца. Королевские покои расположены в небольшом южном флигеле, с которого и началось строительство всего Нового дворца. К главному зданию примыкают низкие боковые постройки.
Внутри Новый дворец разделен на отдельные апартаменты для знатных гостей, попасть в которые можно было по четырем лестницам. В центральной части находятся роскошно оформленные парадные залы. Среди них Гротовый зал, четыре столба которого разделяют зал на три нефа. В 18 в. зал был декорирован кристаллами, стеклом, раковинами, имитацией сталактитов и сталагмитов, в 19 в. декор был дополнен драгоценными камнями, редкими минералами. Как и во дворце Сан-Суси, в Новом дворце был Мраморный зал, плафон которого был украшен работой Ш.А.Ф. ван Лоо (1719–1795) на мифологическую тему (1768). Театр, первоначально спроектированный Гонтардом как традиционный зал с ярусами, по приказу Фридриха II изменил свой облик: он предстал в форме античного амфитеатра и был освящен в 1768.
В декоре дворцовых интерьеров – панели из дорогих пород дерева соседствуют с украшениями из серебра, золота, бронзы, нежными красками (голубыми, нежно-зелеными, розовыми, желтыми). Большую роль в украшении помещений играют светильники, люстры, мебель, картины немецких живописцев и иностранных художников.
К ансамблю Нового дворца относятся коммунальные, хозяйственные постройки (1766–1769), расположенные западнее, которые использовались для размещения хозяйственных служб, проживания слуг и придворного штата. Проект принадлежал французскому архитектору Жану Лорену Леже, позже несколько переделанный Гонтардом.
До 1818 Новый дворец был резиденцией для высокопоставленных гостей. Вильгельм II, уезжая в 1918 году в ссылку в Нидерланды, вывез скульптуру из Нового дворца, которая была возвращена в Потсдам в 1980-х годах.1
Дворец Шарлоттенхоф.
В юго-восточной части парка Сан-Суси находится еще один дворец – Шарлоттенхоф. Он был построен (1826–1829) для прусского кронпринца, будущего короля Фридриха Вильгельма IV (1795–1861), который даже принимал участие в разработке проекта. Руководил строительством архитектор Карл Фридрих Шинкель (1781–1841).
В 1825 Фридрих Вильгельм III (1770–1840) приобрел земли с двухэтажным домом, стены которого при перестройке сохранили, превратив барочное здание в классическое сооружение. Западный его фасад подчеркнут немного выдвинутым центральным ризалитом, завершающимся треугольным фронтоном. Восточную часть дворца, обращенную к парку, украшает портик из четырех колонн дорического ордера.
Внутренние покои летнего дворца, состоящие из десяти комнат, были спроектированы Шинкелем. Центральными помещениями являются вестибюль и столовая, которая была самым большим помещением дворца. Из нее можно было через три стеклянные двери выйти в парк. Справа и слева к столовой примыкали покои кронпринца и его супруги.
В парке дворца были построены Римские бани (1829–1840), фазаний двор (1842–1844), Китайский чайный домик архитектора Бюринга, в котором в настоящее время хранится коллекция китайского фарфора.
Дворец Сан-Суси сохранился с середины 18 в. и почти не пострадал во время Второй мировой войны. В 1990 году ЮНЕСКО включила его ансамбль в список культурного наследия человечества.
Нина Байор
Краткая художественная энциклопедия. Искусство стран и народов мира. М., «Советская энциклопедия», 1962
Мертен К. Замки Германии. М., «СЛОВО», 2004
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»