РОССО, МЕДАРДО
РОССО, МЕДАРДО (Rosso, Medardo) (1858–1928), итальянский художник, основоположник импрессионизма в скульптуре.
Родился в Турине 20 июня 1858. Был практически самоучкой. В 1882 недолгое время посещал миланскую художественную академию Брера, откуда был исключен за свое эстетическое фрондерство. Испытал большое влияние «ломбардской скапильятуры» (позднеромантического течения, названного итальянским словом scapigliatura, «взлохмаченность», в переносном смысле – «богема»), а также О.Родена, который, в свою очередь, с энтузиазмом приветствовал его дебюты. Работал в Милане и Венеции, а с 1886 – главным образом в Париже.
Самобытно заявил о своем кредо («все движется, нет материи») уже в ранних вещах. Острополемически реагируя на застылые формы классицистического академизма, стремился сделать пластику столь же динамичной, как сама жизнь. Отрицал необходимость разных точек зрения на скульптурную форму и сводил содержание образа к единому, но необычайно живому ракурсу, как бы выхватывающему яркое мгновение из потока бытия. Нередко программно называл свои вещи «впечатлениями». Излюбленным материалом Россо был воск, непосредственно сохраняющий в своей фактуре следы формотворческого процесса, которые затем фиксировались в бронзовых отливках. При этом жанровые эскизы органично перерождались в символические обобщения. Среди характерных произведений мастера – Привратница и Сводня (1881–1882; обе работы – в Галерее современного искусства, Милан), Золотой век (1886–1887, Музей Пти-Пале, Париж), Материнство (1889, Городская галерея современного искусства, Турин), Женщина под вуалью (1893, Музей современного искусства, Венеция), Беседа в саду (1893), Еврейское дитя (1902; обе работы – в Национальной галерее современного искусства, Рим).
Влияние Россо на скульптуру 20 в. было очень значительным, сопоставимым лишь с влиянием Родена. Среди его почитателей был, с одной стороны, русский ваятель П.П.Трубецкой, а с другой – итальянские футуристы, считавшие его одним из своих провозвестников (футурист А.Соффичи издал в 1909 первую книгу о нем – Казус Медардо Россо, содержащую также и многочисленные суждения самого художника).
Умер Россо в Милане 31 марта 1928.
Мастера искусств об искусстве, т. 5. М., 1968
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»