РИМЕНШНЕЙДЕР, ТИЛЬМАН
РИМЕНШНЕЙДЕР, ТИЛЬМАН (Riemenschneider, Tilman) (ок. 1460–1531), немецкий художник, мастер готико-ренессансной скульптуры.
Родился в Хайлигенштадте в предгорьях Гарца ок. 1460 в семье чеканщика монет. Работал в Вюрцбурге подмастерьем у скульптора; к 1485 завел уже собственную большую мастерскую.
Создавал алтари, надгробия и прочие монументальные композиции для украшения храмов. Работал преимущественно в дереве (липа), но часто обращался и к камню (мрамор, известняк, алебастр). В его творчестве, которое развивалось в привычном русле позднеготической стилистики и иконографии, со временем проступало все больше ренессансных примет (переход от плоскостно-графичной к более пространственной трактовке фигур, яркая индивидуальная характерность многих персонажей). Отказываясь от традиционной полихромии, он с виртуозным тщанием прорабатывал складки одежд, пряди волос, детали лиц, голов и рук, добиваясь экспрессивно-эмоциональной и в то же время достаточно натуральной одухотворенности фигур. Среди его лучших работ – Мюннерштадтский алтарь (1490–1492, Государственные музеи, Берлин), каменные фигуры Адама и Евы (1491–1493, Майнско-Франконский музей, Вюрцбург); настенные надгробия епископов Рудольфа фон Шеренберга (1496–1499) и Лоренца фон Бибры (1516–1522), надгробие Генриха II и Кунигунды (1499–1513; все – камень, собор свв. Петра и Георгия, Бамберг); алтарь Богоматери в Херрготтскирхе в Креглингене (Баден-Вюртемберг; ок. 1505–1510), алтарь Святой Крови (1501–1505, Якобскирхе, Ротенбург, Бавария).
В 1520–1521 Рименшнейдер был бургомистром в Вюрцбурге. Во время Крестьянской войны (1525) его заключили в тюрьму за симпатии к восставшим простолюдинам и подвергли пыткам; большая часть имущества мастера была конфискована.
Умер Рименшнейдер в Вюрцбурге 7 июля 1531.
Либман М.Я. Немецкая скульптура. 1350–1550. М., 1980
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»