РЕДОН, ОДИЛОН
РЕДОН, ОДИЛОН (Redon, Odilon) (1840–1916), французский художник и критик, один из зачинателей символизма.
Родился в Бордо 22 апреля 1840 в семье предпринимателя. С 1855 учился в мастерской местного художника-романтика С.Горина; в 1863 познакомился с Р.Бреденом, гравером-«протосимволистом», испытав глубокое воздействие его творчества. В 1864 занимался в Школе изящных искусств в Париже у Ж.Л.Жерома. Литографии учился у А.Фантен-Латура. Жил преимущественно в Париже. К числу его друзей принадлежал С.Малларме.
По примеру Бредена сперва занимался в основном графикой (рисунки углем, а с 1870 – литографии). Его черно-белые листы, «черноты» (les noirs), как он их называл, выходили в свет в виде небольших серий (В грёзе, 1879; Эдгару По, 1882; Истоки, 1883; В честь Гойи, 1885; Ночь, 1886; Гюставу Флоберу, 1889; Апокалипсис святого Иоанна, 1889; Цветы зла, 1890; Сновидения, 1891; Искушение, 1896). Идеалом мастера было нарочито-смутная и трепетная визуальная лирика, с образами-галлюцинациями, всплывающими из мглы подсознания. Эти загадочные мотивы, вроде глаза в виде воздушного шара (из цикла Эдгару По), часто сопровождаются подписями в виде целых литературных фрагментов (в данном случае – «Глаз, как странный шар, направляется в бесконечность»). В композициях доминирует тревожное, «протосюрреалистическое» отчуждение либо отрешенная мистическая созерцательность (в особенности в его христианских и буддийских сюжетах).
Параллельно Редон (особенно активно – с 1890-х годов) обращался и к цвету, к пастели и масляным краскам. Его живопись, приглушенная по тону или, напротив, переливчато-яркая, сосредоточена вокруг нескольких центральных мотивов (человеческое лицо, ставшее «ликом», цветок, глаз, лодка, биологическая метаморфоза). Среди его характерных картин и пастелей – Циклоп (1898, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), Зеленая смерть (1905–1910, частное собрание), Черная ваза с цветами (ок. 1909, собрание Вильдестейн), Женщина среди цветов (1909–1910, частное собрание; все три работы – Нью-Йорк).
Часто выступал в газетах и журналах в качестве критика, упрекая как поздних романтиков, так и импрессионистов за то, что они изображают «лишь то, что происходит вне нас самих»; однако полагал при этом, что внутренние фантазии, близкие музыке и поэзии, могут быть убедительны лишь тогда, когда следуют «законам жизни». Наиболее полно принципы его «реально-ирреальной» эстетики выражены в дневниковых записях (с 1867).
Умер Редон в Париже 6 июля 1916. Посмертно, в 1922, был издан его дневник Самому себе.
О.Редон. – В кн.: Мастера искусств об искусстве, т. 5, кн. 1. М., 1968
Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. М., 1994
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»