ПОСОХИН, МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
ПОСОХИН, МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1910–1989), русский архитектор, работы которого во многом определили архитектурную моду периода «оттепели – застоя».
Родился в Томске 30 ноября (13 декабря) 1910 в семье издательского работника и библиотекаря. По окончании средней школы работал на строительстве Кузнецкого металлургического комбината, в 1931 получил диплом инженера. Служил в проектном отделе Кузнецкстроя. Переехав в Москву (1935), был принят А.В.Щусевым в его мастерскую в Архитектурном институте (МАРХИ); там познакомился с А.А.Мндоянцем, который был соавтором важнейших работ Посохина вплоть до самой своей кончины (1966). В 1938 экстерном окончил МАРХИ.
Первой его крупной самостоятельной работой явилась перестройка здания Министерства обороны СССР на Воздвиженке (1943–1946). Характерная для этого проекта массивная неоклассика обрела особую масштабность в высотном здании на Кудринской площади (1948–1954; Сталинская премия 1949). В конце 1950-х годов Посохин явился одним из зачинателей сборного домостроения (каркасно-панельные дома на улице Куусинена, 1956–1957). Был главным архитектором Москвы (1960–1982), председателем Комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР и заместителем председателя Госстроя СССР (1963–1967). Здания, ансамбли и планы, созданные под его руководством (кремлевский Дворец съездов, 1959–1961, Ленинская премия 1962; застройка Нового Арбата, 1964–1969, со зданиями Совета экономической взаимопомощи – СЭВ, 1969; спорткомплекс «Олимпийский» в Москве, 1980; разработка генплана столицы, 1960–1971, и планировка южной части московского района Тропарево, 1970-е годы, Государственная премия СССР, 1980; курорт в Пицунде, 1959–1967), способствовали наглядному утверждению и широкой популяризации идей современного «интернационального стиля» архитектуры.
В условиях тотального государственного администрирования реализация части этих проектов нанесла немалый ущерб исторической архитектурной среде (наибольшую критику вызвал Новый Арбат, прозванный «вставной челюстью» Москвы; характерно, впрочем, что курс этой магистрали был изначально проложен Н.С.Хрущевым). Поэтому органичней и непринужденней всего планировочно-тектонические идеи мастера выражались в сооружениях «пейзажных», возведенных на фоне природы, в широких, свободных пространствах (Пицунда; посольство СССР в Бразилиа, 1968–1974), либо в выставочных зданиях – павильоны СССР на Всемирных выставках в Монреале (1967; был смонтирован заново на территории Всероссийского выставочного центра, ВВЦ) и Осаке (1970). Посохин обобщил свои представления о задачах современного зодчества в книге Город для человека (1980).
Умер Посохин в Москве 22 января 1989.
Пекарева Н.А. М.В.Посохин. М., 1985
Посохин М.В. Дороги жизни. Из записок архитектора. М., 1995
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»