ПОРТА, ДЖАКОМО ДЕЛЛА
ПОРТА, ДЖАКОМО ДЕЛЛА (Della Porta, Giacomo) (ок. 1537–1602), итальянский архитектор, представитель маньеристического направления в ренессансном зодчестве; один их тех, кто заложил основы искусства барокко.
О жизни Порта известно мало. Был учеником Микеланджело и выдвинулся как помощник в его важнейших архитектурных работах. Участвуя (с 1562) в реконструкции площади Капитолия, продолжил работы после смерти своего учителя (1564), достраивая, в частности, Палаццо деи Сенатори. Изменения, вносимые Портой в проекты Микеланджело, оказались наиболее исторически значимыми в случае с собором св. Петра, строительство которого он возглавил после смерти другого своего наставника, Дж. да Виньолы (1573): возводя (совместно с Д.Фонтаной; 1586–1593) главный купол собора, он придал ему гораздо более вертикальный, вытянутый ввысь профиль, тем самым создав модель барочного купола, вызвавшую массу подражаний. Столь же архетипический характер носили его труды по завершению Иль Джезу, главного храма иезуитского ордена (который начал строиться в 1568 по планам Дж.да Виньолы); особенно исторически значителен исполненный Портой фасад (1575), динамичная пластика которого – с фронтоном, который как бы возносится ввысь, принимая в себя мощную энергию огромных, зримо «раскручивающихся» боковых волют, – была композиционно воспроизведена в массе католических церквей по всему миру.
Мощная пластика ордерных членений, акцент на вертикальных осях композиции, массивность и в то же время иллюзорная «подвижность» форм, – эти черты свойственны и другим постройкам мастера, как религиозным, так и светским. Среди них – целиком или в значительной мере спроектированные им римские церкви Мадонна деи Монти (1580–1581), Санта Мария Скала Чели (1581–1584), Сан Атанасио деи Гречи (1580–1583), Сан Джованни деи Фьорентини (1584–1602), Сан Луиджи деи Франчези (совместно с Д.Фонтаной; фасад завершен в 1589), Сан Джованни ин Латерано (с 1592), Сан Паоло алле Тре Фонтане (1599), дворцы Чиги (с 1575) и другие. Особого упоминания заслуживают здание католического университета в Риме («Сапиенца»; с 1577), с монументальным двухъярусным портиком по трем сторонам внутреннего двора, а также вилла Альдобрандини близ Фраскати (с 1598), чья броская живописность, подчеркнутая разорванным фронтоном, оказала значительное влияние на дворцовую архитектуру 17–18 вв.
Умер Порта в Риме в 1602.
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»