ПОНТИ, ДЖО
ПОНТИ, ДЖО (Ponti, Gio) (наст. имя Джованни) (1891–1979), итальянский архитектор и дизайнер, один из лидеров интернационального стиля, придавший ему яркое местное своеобразие.
Родился в Милане 18 ноября 1891. Участник Первой мировой войны. В 1921 окончил миланский Политехнический институт, где позднее (1936–1961) занимал пост профессора.
В межвоенный период работал в основном вместе с зодчими М.Фьокки и Э.Ланча, придерживаясь типичного для фашистской Италии упрощенно-неоклассического стиля «новеченто» (математический факультет Римского университета, 1934–1935, при участии М.Пьячентини). Но уже в ряде ранних его построек (дом на виа Рандаччо в Милане, 1925; вилла Буйе в Париже, 1926) проступали черты архитектурного авангарда. Выступал также как дизайнер декоративной керамики (для фирмы «Рикард-Джинори») и столовых приборов (для фирмы «Кристофль»). В 1928 основал журнал «Дом» («Domus»), ставший со временем одним из самых влиятельных изданий по современному декоративно-оформительскому искусству; в 1941–1946 издавал также журнал «Стиль» («Stile»). С 1933 был одним из главных организаторов Миланской триеннале, представляющей работы молодых архитекторов и дизайнеров, а с 1961 – директором миланского Музея современной архитектуры.
Во второй половине 1930-х годов окончательно перешел от неоклассики к авангардному рационализму. Среди его наиболее значительных произведений – центральный офис компании «Монтекатини» в Милане, комплекс Международной выставки католической прессы в Ватикане (оба 1936), часть зданий Падуанского университета (1937–1940); многофункциональный блок на площади Бабила (1938–1942), 2-е офисное здание Монтекатини (1951), знаменитая башня концерна «Пирелли», первый итальянский небоскреб (1955–1960, инженер П.Л.Нерви; все три в Милане), универмаг «Бейенкорф» в Эйндховене (Нидерланды, 1967), собор в Таранто (Пьемонт, 1971), Художественный музей в Денвере (1972, совместно с Дж. Садлером). Присущий интернациональному стилю стерильный геометризм постоянно сочетался у Понти с яркими структурными находками, оттеняющими своеобразие каждой постройки (таковы шестиугольно-«сигарообразный» план башни «Пирелли», чьи стены резко сужаются по краям, или огромный свод, покрывающий весь собор в Таранто, словно небесный шатер). К тому же как теоретик он постоянно подчеркивал значение древней средиземноморской традиции, придавая символический смысл слову «domus» («дом» по латыни) как наглядному синтезу конструкции, света и окружающей среды.
Придавал дизайну значение «суперискусства», активно выступая в самых различных его областях (мебель, домашняя утварь, осветительные приборы, интерьер) и неизменно тяготея к элегантному, лишенному декоративных излишеств функционализму. Создал, в частности, эскиз первого аппарата для приготовление кофе «эспрессо» (модель Павони, 1949) и оформил два итальянских трансатлантических лайнера («Юлий Цезарь» и «Андреа Дориа», оба 1951). Работал также как мастер монументально-декоративного искусства (фрески в Падуанском университете, 1940), художник театра (сценография ряда спектаклей миланской «Ла Скалы») и кино, оставил значительное живописно-графическое наследие. Опубликовал историко-теоретические книги Дом по-итальянски (La casa all'italiana, 1933) и Любите архитектуру (Amate l'architettura, 1957).
Умер Понти в Милане 16 сентября 1979.
Кацнельсон Р.А. Новейшая архитектура Италии. М., 1963
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»