ПИНАКОТЕКА В МЮНХЕНЕ
ПИНАКОТЕКА В МЮНХЕНЕ.
Старая Пинакотека
(Alte Pinakothek) – знаменитый музей, расположенный в Мюнхене на Barerstrasse, хранит более 9000 картин 1400 европейских художников с 14 в. по 18 в. Жемчужиной музея являются залы старых немецких мастеров. Особенностью музея является то, что в нем хранятся и выставляются исключительно картины, что заложено в его названии (пинакотека – греч., картинная галерея).
История Создания Музея.
Рождение музея относится к 1528, когда баварский герцог Вильгельм IV фон Виттельсбах (годы правления 1508–1550) решил украсить картинами летний павильон своей мюнхенской резиденции.
К концу 17в. собрание становится одним из лучших в Европе. Большая заслуга в этом принадлежит баварскому курфюрсту Максу Эммануилу (годы правления 1679–1726), который собрал уникальную коллекцию фламандской живописи. К началу 18 в. в коллекции были произведения итальянских, испанских, немецких, нидерландских художников.
Ряд исторических событий второй половины 18 в. привели к укрупнению коллекции музея. Были присоединены: в 1777 Мангеймская галерея, в1803 около полутора тысяч произведений, ранее принадлежавших церквам, аббатствам и монастырям, а в 1806, когда Бавария стала королевством, коллекции из Дюссельдорфа и замка Карлсберг.
Одним из значительных периодов в истории Мюнхенской галереи является деятельность кронпринца, а затем короля Людвига I Баварского (годы правления 1825–1848). Он приобретал произведения немецких и нидерландских мастеров15 в., итальянских художников эпохи Ренессанса. Перед королем стояла задача размещения огромного собрания в строго хронологическом и историческом порядке, как это сделала австрийская императрица Мария-Терезия (1717–1780) со своими венскими коллекциями (см. также МУЗЕЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВА В ВЕНЕ). Возникла необходимость строительства нового здания, которое было возведено по планам архитектора Лео фон Кленце (1826-1836) в стиле венецианского Ренессанса. Закладка здания проходила 7 апреля 1826, в день рождения Рафаэля. По распоряжению короля коллекцию стали именовать греческим словом «пинакотека».
Коллекции Старой пинакотеки расширялись в 19 и 20 вв.
Во время второй Мировой войны все музейные здания Мюнхена были разрушены англо-американской авиацией. Картины были заблаговременно спрятаны в убежища и не пострадали. Старая пинакотека была восстановлена и вновь открыта для посетителей в 1963.
Новая Пинакотека
(Neue Pinakothek) была открыта в 1853 (25 октября). Целью музея было коллекционирование произведений лучших современных немецких художников – такую задачу ставил перед собой Людвиг I Баварский, основатель Новой Пинакотеки. Но к концу 19 в. ценность коллекции была не очень высокого качества. Лишь в начале 20 в. музейным ученым удалось создать основу для превосходного собрания нового искусства. Во время второй мировой войны, в 1944, здание Новой Пинакотеки было разрушено, хотя собрание было вовремя эвакуировано. С 1947 по 1979 проводились многочисленные временные выставки из коллекции Новой Пинакотеки. Здание было отстроено лишь в 1975–1981 архитектором Александром Бранкасом. Новая пинакотека была открыта 28 марта 1981. В 22 залах и 10 кабинетах представлено более 550 картин и 50 скульптур мастеров 19-20 вв.
Старая Пинакотека, Новая пинакотека и пятнадцать филиалов в различных городах земли Бавария подчиняется Дирекции баварских государственных собраний произведений живописи.
Коллекция Музея.
Живопись Германии
– самая значительная часть коллекции музея.
Два триптиха Ганса Гольбейна Старшего (ок. 1460–1524): Кайсгеймский алтарь (1502) и Алтарь св. Себастьяна (1516).
Альбрехт Дюрер (1471–1528): Автопортрет (1500), Портрет Освольта Креля (1499), Портрет молодого человека (1500), Оплакивание Христа (ок. 1500), Алтарь Паумгартнеров (1498–1504), Самоубийство Лукреции (1518). Самое прославленное его произведение – Четыре апостола (1526).
Матис Готхардт-Нейтхардт (Нитхарт) (ок. 1475/80–1528/31), прозванный Грюневальд: алтарный образ Встреча св. Эразма и св. Маврикия (1520–1524), картина Поругание Христа (Осмеяние Христа) (ок. 1505).
Лукас Кранах Старший (1472–1553): Распятие (1503).
Альбрехт Альтдорфер (ок. 1489–1538) – баварский живописец, рисовальщик, гравер. Ему принадлежит заслуга открытия для немецкой живописи жанра «чистого» пейзажа: Пейзаж с замком Вёрт (нач. 1510-х). Первая историческая картина Северного Возрождения: Битва Александра Македонского с царем Дарием (Битва Александра Македонского при Иссе) (1529) была заказана художнику герцогом Вильгельмом IV Баварским при основании Старой Пинакотеки.
Живопись Нидерландов
представлена яркими именами и значительными произведениями.
Шедевром Рогира ван дер Вейдена (1399/1400–1464) является алтарный триптих Алтарь с Поклонением волхвов(1455–1460). На средней створке изображено Поклонение волхвов. На левой – Благовещение, на правой – Принесение во храм.
Ганс Мемлинг (1430/35–1494): алтарь Семь радостей девы Марии (ок. 1480), на котором показаны сцены из жизни Марии и Христа.
Иероним ван Акен, прозванный Босх, (ок. 1450–1516): Страшный суд (нач. 16 в.). Питер Брейгель Старший (ок. 1515–1569) – Страна лентяев (1567).
Живопись Фландрии
– обширный раздел коллекции, в основе которой многочисленные произведения Питера Пауля Рубенса (1577–1640). Собрание его работ богато (более семидесяти). Автопортрет с Изабеллой Брант (1609–1610) – двойной портрет, где фигуры даны в натуральную величину. Портреты: Портрет Елены Фоурман в свадебном платье (1630), Портрет Амалии Тальбот (1620), Портрет Хендрика ван Тульдена (1610-е), Портрет францисканского монаха (1610-е), Портрет Яна Бранта (1635); картины с использованием античных сюжетов: Похищение дочерей Левкиппа (1617–1618), Пьяный Силен (1617–1618), Битва амазонок с греками (1617–1618); пейзажи: Пейзаж с радугой (ок. 1635), Пейзаж с коровами (1620-е); сцены с изображением зверей и животных: Охота на львов (1618); произведения, посвященные теме Страшного суда и Апокалипсиса, а также многочисленные эскизы.
Якоб Йорданс (1593–1678): Сатир в гостях у крестьянина (ок. 1620).
Антонис ван Дейк (1599–1641): Автопортрет (1622), Сусанна и старцы (1620-е), Отдых на пути в Египет (1620-е) (всего 22 произведения).
Живопись Голландии
17 в. в собрании – это яркие имена художников, у которых вызывает интерес современная, повседневная жизнь.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) написал около ста автопортретов, один из которых находится в музее: Автопортрет (1629). Цикл Страсти Христа (1633–1639) состоит из серии произведений: Водружение креста, Снятие с креста, Вознесение Христа, Положение во гроб. К этому циклу примыкает картина – Поклонение пастухов (1646).
Франс Хальс (Халс) (1581/85–1666): Портрет Виллема Хейтхейссена (1625–1630), Мужской портрет (ок. 1660), часто называемый Виллем Крус.
Герард Терборх (1617–1681): Мальчик с собакой (Мальчик, ищущий блох) (сер. 1650-х), Отказ взять письмо (сер. 17 в.).
Ян Стен (1625/26–1679): Больная (1660-е).
Якоб ван Рейсдал (1628/29–1682): Вид вблизи городка Оотмарсум (1670-е), Дюна с деревьями (1647).
Живопись Испании
– небольшая часть коллекции музея, знакомящая с произведениями выдающихся художников 17–18 вв.
Картина Снятие одежд с Христа (1580–1685 или 1606–1608) Доменико Теотокопули, известного как Эль Греко (1541–1614), посвящена теме поругания Христа перед распятием.
Диего Веласкес (1599–1629): незавершенное полотно: Портрет молодого дворянина (Молодой испанец в черном) (ок. 1623–1630).
Франсиско Сурбаран (1598–1664): Св. Франциск Ассизский (Экстаз св. Франциска) (1658–1664).
Среди картин Бартоломе Эстебана Мурильо (1617/18–1682) известны его жанровые картины: Едоки винограда и дыни (1645–1646), Мальчики, играющие в кости (1670–1675).
Франсиско Гойя (1742–1828): Портрет дона Хосе Керальто (1802), Ощипанная индейка (1808–1812), четыре работы на досках из серии картин так называемых «Дома глухого» (1820–1824).
Живопись Италии
– значительный раздел коллекции музея, где хранятся шедевры мастеров 14–18 вв.
Написанные на досках темперой Тайная вечеря, Распятие, Сошествие Христа во ад (1320–1325) являются немногими сохранившимися станковыми произведениями Джотто ди Бондоне (ок. 1266/67–1337).
Работы Фра Анжелико да Фьезоле, известного как Фра Беато Анжелико (ок. 1400–1455), возможно, объединялись в алтарь, в центре которого помещалось Положение во гроб (ок. 1440).
Фра Филиппо Липпи (ок. 1406–1469): Благовещение (ок. 1443).
Сандро Боттичелли (Алессандро ди Мариано Филипепи) (1445–1510): поздняя работа Оплакивание Христа (1502).
Небольшая ранняя работа Леонардо да Винчи (1452–1519): Мария с младенцем (ок. 1478).
Рафаэль Санти да Урбино (1483–1520): Мадонна Темпи (ок. 1507).
Тициан Вечелио (1487–1576): Император Карл V (1548), Коронование терновым венцом (1560-е), Суета сует (ок. 1515), Портрет молодого человека (ок. 1520), Мадонна с младенцем в вечернем пейзаже (ок. 1560).
Якопо Робусти, прозванный Тинторетто (1518–1594): Вулкан, Венера и Марс (ок. 1550–1555), Распятие Христа (1564–1565), Христос у Марфы и Марии (ок. 1580) и исторический цикл, посвященный деяниям представителей рода Гонзага (1579–1580).
Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770): пятиметровая алтарная картина Поклонение волхвов (1753).
Франческо Гварди (1712–1793): Большой канал у церкви Сан Джеремиа (ок. 1760) и др. На его картине – Венецианский гала-концерт (1782) изображен концерт, данный по случаю приезда в Венецию престолонаследника Павла Петровича (позднее русского императора Павла I) с супругой.
Живопись Франции
– небольшой, но изящно подобранный раздел коллекции искусства 17–18 вв.
Никола Пуссен (1594–1665): Мидас и Вакх (ок. 1630), Аполлон и Дафна (1630-е), Оплакивание Христа (1630-е).
Клод Желле, прозванный Лоррен, (1600–1682): Морская гавань при восходе солнца (1674), Агарь и Измаил в пустыне (1668).
Франсуа Буше (1703–1770): Портрет маркизы де Помпадур (1756), Отдыхающая девушка (1752).
Жак-Луи Давид (1748–1825): Портретом маркизы де Сорси де Теллюсон (1790). Жан-Батист Симеон Шарден (1699–1779): Кухарка, чистящая брюкву (1738).
В начале 20 века коллекция пополнилась шедеврами Эдуарда Мане (1832–1883): Завтрак в мастерской (1868), Баркас (Клод Моне с женой в лодке) (1874). Тогда же в галерее появились произведения Поля Сезанна (1839–1906): Натюрморт (1883–1887), Винсента ван Гога (1853–1890): Подсолнухи (1888), Вид Арля (1889). В течение нескольких лет музей приобрел превосходную коллекцию картин французских мастеров Пьера-Огюста Ренуара, Клода Моне, Поля Гогена, Анри де Тулуз-Лотрека.
Во второй половине 20 в. коллекция пополнилась произведениями Эжена Делакруа, Эдгара Дега, Альфреда Сислея, Фернана Леже, Эмиля Леже, Оскара Кокошки. Сейчас в залах музея можно видеть картины Жака Луи Давида, Томаса Гейнсборо, Франсиско Гойя, Камиля Коро, Густава Климта, Огюста Родена и многих других прославленных художников.
Нина Байор
Либман М. Баварские государственные собрания картин. Мюнхен. М., 1972
Neue Pinakothek Munchen. Munchen, 1981
Neue Pinakothek. Munchen, 1981
Седова Т. Старая Пинакотека в Мюнхене. М., 1990
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»