ПЕРУЦЦИ, БАЛЬДАССАРЕ
ПЕРУЦЦИ, БАЛЬДАССАРЕ (Peruzzi, Baldassare) (1481–1536), итальянский архитектор и художник, мастер ренессансно-маньеристического зодчества и один из главных создателей техники архитектурно-иллюзионистической живописи.
Был крещен в Сиене 7 марта 1481. Выдвинулся как искусный живописец (фрески капеллы Сан Джованни в Сиенском соборе, начало 16 в.). Приехав в Рим (1503), работал подмастерьем у Д.Браманте, тесно сотрудничал с Рафаэлем (до сих пор их авторство в целом ряде случаев трудно разграничить). Был главным архитектором собора св. Петра (1520–1525) и одним из ведущих членов Витрувианской академии.
Постройки Перуцци, вошедшие в число классических образцов ренессансного стиля, ознаменовали переход от гармонически уравновешенных решений (воплощенных в знаменитой Вилле Фарнезина в Риме; 1509–1521) к более динамичным маньеристическим постройкам (лучше всего этот «излом» выражен в Палаццо Массимо-алле-Колонне, Рим, ок. 1535, – где ясная и четкая композиция внутреннего двора резко контрастирует с дугообразным в плане фасадом, структурно-пластические акценты которого скорее маскируют, чем разъясняют реальные тектонические соотношения). По его планам была также возведена Сагра Нуова («Новый собор») в Карпи близ Модены (1514–1522). Участвовал (с 1535) в постройке одного из шедевров архитектурного маньеризма – дворца Фарнезе в Капрароле близ Витербо.
Создал целый ряд фресковых комплексов, выделяющихся новаторскими живописными приемами, которые иллюзорно расширяют архитектурное пространство. Именно благодаря Перуцци эти приемы из отдельных перспективных просветов превратились в целостную систему «квадратуры», своими зрительными ракурсами целиком «уничтожающей» стену. Известнейшим образцом такого рода живописи являются его росписи на вилле Фарнезина (с 1511). Украсил также своими фресками, предвосхищающими искусство барокко, капеллу Понцетти римской церкви Санта Мария делла Паче (1516–1517), ораторий Фонтеджуста (1528) и построенную им же виллу Белькаро (с 1530) в Сиене.
Умер Перуцци в Риме 6 января 1536.
Всеобщая история архитектуры, т. 5. М., 1987
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»