ПАЛИССИ, БЕРНАР
ПАЛИССИ, БЕРНАР (Palissy, Bernard) (ок. 1510–1590), французский ученый, религиозный диссидент-мистик, один из корифеев искусства керамики.
Родился в Сент-Авите ок. 1510, близ Лакапель-Бирона (историческая область Гиень в юго-западной Франции). Первоначально учился и работал в мастерской живописи по стеклу. С 1530 много путешествовал по Франции, Швейцарии, южной Германии и Нидерландам, затем (с 1538) обосновался в Сенте (близ Ла-Рошели), где работал как землемер и керамист. К 1565 переехал в Париж, получив должность «изобретателя сельских фигурок для короля и королевы-матери» (т.е. для Екатерины Медичи и Карла IX).
Разработал (еще в середине 1550-х годов) особый способ изготовления керамики с цветными глазурями. Его мастерская производила (без гончарного круга, методом прессовки в формах) декоративные изделия с аллегорико-мифологическими композициями по мотивам, заимствованным из художественного металла. Но еще более известны так называемые «сельские глины» (или «фигурки») – овальные блюда, а также кувшины и соусники с натурально-рельефными, почти «муляжными» изображениями змей, ящериц, рыб, лягушек, раковин и зелени. Выпуская штучную декоративную утварь, использовал подобные «глины» и для оформления садовых гротов в Экуане под Парижем (1562) и у дворца Тюильри (1570).
В 1575–1584 выступал в Париже с публичными натурфилософскими лекциями. Убежденный сторонник экспериментального естествознания, впервые указал на агрономическое значение минеральных солей, выступил как один из основоположников палеонтологии (высказав новаторские догадки о происхождении причудливых окаменелостей из остатков первобытных животных), а также гидрологии. На базе лекций и керамических опытов написал трактат Чудесные рассуждения об искусстве земли (1580).
Будучи протестантом-гугенотом, придавал своим художественным и научным занятиям религиозно-утопический оттенок, мечтая о создании идеальной страны в виде подземного «сада-убежища», где «истинные христиане» могли бы укрыться от преследований (соответствующий текст – Верный рецепт обучения всех граждан Франции тому, как умножать и приращивать свои сокровища, 1563, – получил известность лишь после его смерти). Сам Палисси к концу жизни все чаще подвергался гонениям. Сперва высокие покровители спасали его, но в 1588 он был второй раз взят под стражу.
Умер Палисси в Бастилии в Париже в 1590. Его изделия впоследствии активно копировались, в особенности в 17 в., а также в 19 в., когда в керамике возникла целая школа «палиссистов».
Дьяков Л. Б.Палисси. – Декоративное искусство СССР, 1981, № 9
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»