МИТРОХИН, ДМИТРИЙ ИСИДОРОВИЧ
МИТРОХИН, ДМИТРИЙ ИСИДОРОВИЧ (1883–1973), русский художник, мастер книжной и станковой графики, представитель модерна и «тихого искусства».
Родился в Ейске 15 (27) мая 1883 в семье торгового служащего. Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901–1903) у А.М.Васнецова и А.С.Степанова, а также в Строгановском художественно-промышленном училище. В 1905–1906 жил в Париже, где посещал мастерскую Е.С.Кругликовой. Был членом объединения «Мир искусства» (с 1916). Жил в Петербурге/Ленинграде (1908–1942), Алма-Ате (1942–1944) и Москве (1906–1908 и с 1944). Служил в отделе рисунков и гравюр Русского музея (1916–1923).
Еще до революции завоевал репутацию виртуоза книжно-журнального оформления. С 1908 сотрудничал в журналах «Сатирикон» и «Аполлон», а также в издательствах «И.Н.Кнебель», «М.и С.Сабашниковы», «Голике и Вильборг» и других, а после 1918 – во многих советских издательствах (Наркомпроса, «Земля и фабрика», «Красная новь», «Academia», Гослитиздат, Детгиз и др.). Оформив огромное число изданий, стал как бы живой историей русского книжного дизайна 20 в., непосредственно продолжив принципы «мирискуснической», символистски-модернистской эстетики в изо-культуре советского периода. Рисовал в разных техниках, гравировал на дереве, на меди резцом и сухой иглой, обращался к акварели и цветному карандашу. В искусстве книги придавал особое значение не полосным иллюстрациям, а всему орнаментально-ритмическому комплексу обложки, форзаца, титула, заставок и т.д., тщательно вырисовывая каждую деталь. Среди украшенных им книг – Золотой жук Э.По (1922), сочинения Н.В.Гоголя (1930), Эфиопика Гелиодора (1932), Комедии Аристофана (1934).
Его станковая графика поначалу достаточно сложна по композициям: романтичные пейзажи и многолюдные жанры – северодвинский (1927) и ейские (1930-е) циклы рисунков и гравюр; серия акварелей Ленинград в дни Великой Отечественной войны, 1941; последняя серия – в Русском музее и московском Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. В поздний период она становилась все более простой и по-своему аскетичной (отражая сюжетный «минимализм» «тихого искусства» в целом). В рисунках 1960-х годов Митрохину достаточно было пары плодов, нескольких цветов или даже орехов, чтобы создать формально-совершенный и поэтически-емкий образ. В 1919–1930 плодотворно работал как педагог – преподавал в 1919–1930 в Высшем институте фотографии и фототехники и Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин, бывшая Академия художеств).
Умер Митрохин в Москве 7 ноября 1973.
Книга о Митрохине. Статьи. Письма. Воспоминания. Л., 1986
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»