МИЛИОТИ (МИЛЛИОТИ)
МИЛИОТИ (МИЛЛИОТИ), братья, русские художники, мастера живописи и графики, представители символизма, примыкавшие к кругу «Голубой розы».
Николай Дмитриевич Милиоти
(1874–1962) родился в Москве 16 (28) января 1874 в семье предпринимателя. Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1894–1900), где творчески сблизился с П.В.Кузнецовым. С конца 1890-х годов часто выезжал в Западную Европу; в Париже посещал частные академии Ф.Коларосси и другие, работал в мастерской Дж.Уистлера. Активный член кружка «Голубой розы» и участник одноименной выставки 1907; экспонировался также на выставках «Союза русских художников» и «Мира искусства» (в 1916 вошел в комитет последнего). В 1914–1917 был в действующей армии в Карпатах. Его картины 1900-х годов полны смутных видений, выделяясь на общем фоне кружка своим переливчатым пуантилизмом, красочными мозаиками, либо – по словам критика С.К.Маковского – «вихрями, дождями и россыпями» (Хоровод, Вечерний праздник, обе работы – 1900-е годы, Русский музей; Ангел печали, 1907, Картинная галерея, Астрахань). Изобразил себя на фоне подобной – уже полностью беспредметной – феерии в Автопортрете (1918, частное собрание, Москва). В 1918 выехал в Ялту, был председателем Комиссии по охране художественных сокровищ Крыма. В 1920 эмигрировал, жил в Софии и Берлине, затем обосновался в Париже (1923). Плодотворно работал как художник театра, имел много заказов как портретист, однако масштабного успеха не добился. В целом его заграничное творчество приобрело менее экспериментальный, традиционно-романтический характер (Автопортрет. Толедо, 1920-е годы, частное собрание, Москва).
Умер Н.Милиоти в Париже 26 декабря 1962.
Василий Дмитриевич Милиоти
(1875–1943) родился в Москве 5 (17) февраля 1875. Специального художественного образования не получил. Занимался живописью под руководством брата Николая. В 1890-х годах учился в Московском университете на юридическом и историко-филологическом факультетах. Вошел в тот же творческий кружок, что и брат, участвовал в выставке «Голубая роза» (1907), а также в выставках «Союза русских художников» и «Мира искусства». Оформлял своей графикой журналы «Весы» и «Золотое руно» (1906–1909). Выступал в последнем журнале и в качестве художественного критика. В 1906 дебютировал как сценограф – спектакля В.Э.Мейерхольда по пьесе Г.Ибсена Гедда Габлер (совместно с Н.Н.Сапуновым; в петербургском театре В.Ф.Комиссаржевской). Стилистика Василия Милиоти (в сравнении с манерой старшего брата) еще более сказочно-ирреальна по темам, миниатюрно-узорчата по письму, напоминающему орнаменты типа «павлиний глаз» (Телем, 1904–1905, Третьяковская галерея; Утро, 1905, Русский музей). Неожиданно отошел от искусства, уехав в 1909 из Москвы; работал в северных губерниях следователем по уголовным делам. В период революции вернулся в родной город и вновь занялся живописью и графикой. Однако после нескольких лет активной общественной деятельности (в том числе в Комиссии по закупке картин в музейный фонд Москвы) вел уединенный образ жизни и (с 1927) не участвовал в выставках. Создал цикл рисунков к Пиру во время чумы А.С.Пушкина (1927). По-прежнему писал романтически-цветистые, малые по формату, почти миниатюрные «сказки» (Сон, 1932; Каменный балкон, 1935; обе работы – частные собрания, Москва), а также картины по мотивам литературной (Сервантес, Н.В.Гоголь, Ч.Диккенс) и музыкальной классики. Эти произведения, которые он показывал лишь узкому кругу друзей, в равной мере примыкают и к «тихому», и к «неофициальному» искусству.
Умер В.Милиоти в Москве 5 марта 1943.
Гофман И.М. «Голубая роза». М., 1999
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»