МЕНГС, АНТОН РАФАЭЛЬ
МЕНГС, АНТОН РАФАЭЛЬ (Mengs, Anton Raphael) (1728–1779), немецкий художник и теоретик искусства, один из основоположников неоклассицизма.
Родился в Ауссиге (ныне город Усти-над-Лабем, Чехия) 22 марта 1728 в семье живописца И.Менгса. Учился у отца, вместе с ним отправившись в Рим для изучения памятников античности и Ренессанса (1741). Вернувшись на родину, жил в Дрездене (в 1745–1746), затем вновь приехал в Рим, обратился в католицизм и провел в «вечном городе» большую часть своей творческой жизни (1746–1749, 1754–1761, 1769–1773 и с 1775). В 1749–1754 вновь работал в Дрездене. В 1755 познакомился с И.И.Винкельманом, оказавшим на его эстетические взгляды решающее влияние.
В ранний период выдвинулся прежде всего как мастер пастельного портрета (Портрет отца, Курфюрст Август III; обе работы – 1740-е годы, галерея «Старые мастера», Дрезден). Впоследствии, все чаще обращаясь и к масляной живописи, вошел в число ведущих портретистов Европы, создавая образы, полные живого изящества и строгой гармонии (Папа Климент XIII, 1758, Национальная пинакотека, Болонья; И.И.Винкельман, ок. 1761, известен в нескольких вариантах; Карл III Испанский, 1761, Прадо, Мадрид; автопортреты разных лет, – эрмитажный, 1770-е годы, и др.). Еще большую славу принесли Менгсу многочисленные картины на антично-мифологические и христианские темы (Суд Париса, ок. 1757; Благовещение, Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне, Персей и Андромеда, все три картины – 1774–1777; все – Эрмитаж, Петербург), а также монументально-декоративные работы (фреска Парнас на плафоне виллы Альбани в Риме, 1761, – известнейшее и программное его произведение; росписи Зала папирусов с Аллегорией Истории в Ватиканской библиотеке, 1771–1773; и др.). Считая барокко с его пылкой эмоциональностью «ложным стилем», культивировал благородно-сдержанное искусство, сочетающее античные формы с ренессансным колоритом.
В 1761–1769 и 1774–1776 работал при дворе Карла III в Мадриде, где исполнил, в частности ряд фресок в Королевском дворце (1762–1768). Был президентом римской Академии св. Луки (с 1774). Свои взгляды на искусство изложил в книге Мысли о прекрасном и о вкусе в живописи (1762), где выдвинул в качестве главной задачи художника собирание частиц идеального в жизни – с целью воссоздания того «вкуса к совершенству», которым обладали древние греки и корифеи Возрождения.
Умер Менгс в Риме 29 июня 1779.
Мастера искусств об искусстве, т. 3. М., 1967
А.Р.Менгс (каталог). Л., 1981
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»