МАССОН, АНДРЕ
МАССОН, АНДРЕ (Masson, André) (1896–1987), французский художник, соединивший в своем творчестве черты сюрреализма и абстрактного экспрессионизма.
Родился в Баланьи-сюр-Терен (Бельгия) 4 января 1896 в семье директора школы. Детство его прошло в Брюсселе. В 1908 окончил курсы рисования при Брюссельской школе художественной вышивки и поступил в местную Академию художеств. В 1912 продолжил учебу в парижской Школе изящных искусств. В начале Первой мировой войны пошел на фронт добровольцем и был тяжело ранен (1917). Жил преимущественно в Париже, первоначально зарабатывая на жизнь в качестве керамиста и газетного корректора. Заключив контракт с известным галеристом Д.-А.Канвейлером, смог с середины 1920-х годов целиком посвятить себя искусству.
В ранних его вещах проявляется сильное влияние красочно-символистской манеры Дж.Энсора. Прошел также через период кубизма. Нашел себя в русле сюрреализма, познакомившись после первой своей персональной выставки (1924) с А.Бретоном. Сюрреалистически развивал кубистские формы, затем (с 1926) работал в технике «автоматической живописи», создавая живописные и графические композиции (графика всегда играла в его творчестве полноправно-параллельную роль), где отдельные фигуры и символы во все большей степени подчинялись спонтанной игре ритмов, красок и штрихов (Битва рыб, 1926, Музей современного искусства, Нью-Йорк). К 1929 временно прервал связи с сюрреалистами, но по-прежнему следовал их мифологии насилия и эротизма, характерной для его вещей испанского периода (1934–1936) и иллюстраций к Песням Мальдорора Лотреамона (1937). Антично-мифологические мотивы, к которым он часто обращался (Лабиринт, 1930, Национальный музей современного искусства, Париж), получили центральное звучание в его искусстве рубежа 1930–1940-х годов (серия «картин с Минотавром»).
После начала немецкой оккупации Парижа уехал на юг Франции (1940), а в 1941 – в США. Здесь его творчество послужило непосредственным импульсом к формированию абстрактного экспрессионизма, сам же Массон испытал глубокое впечатление от произведений классической китайской живописи в американских коллекциях. Вернувшись во Францию (1945), провел два года в Экс-ан-Прованс, где писал импрессионистические местные пейзажи. Его работы 1953–1959 относят к «азиатскому периоду» в силу доминирующих в них перекличек с дальневосточной живописью тушью. В 1964 по заказу Министерства культуры исполнил плафоны для украшения парижского театра «Одеон».
Умер Массон в Париже 28 октября 1987.
Лесли Р. Сюрреализм. Минск, 1997
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»