МАКОВЕЦ
МАКОВЕЦ, объединение художников, соединивших традиции русского символизма с «тихим» и «неофициальным» искусством советского периода.
Возникшее в 1921 в Москве, до 1924 носило название «Союз художников и поэтов „Искусство-жизнь"». Его главным вдохновителем был рано ушедший из жизни В.Н.Чекрыгин; весьма важен был и творческий пример П.П.Бромирского, скончавшегося еще до первой выставки объединения. В число членов первоначально вошли В.С.Барт, С.В.Герасимов, Л.Ф.Жегин, К.К.Зефиров, В.Е.Пестель, С.М.Романович, Р.А.Флоренская (сестра философа), А.В.Фонвизин, Н.М.Чернышев, А.В.Шевченко и другие; в выставках также участвовали Л.А.Бруни, К.Н.Истомин, Н.П.Крымов, В.Ф.Рындин, Н.Я.Симонович-Ефимова, Н.В.Синезубов. Участие литераторов было не столь значительным, – в первую очередь следует упомянуть поэта А.М.Чернышева (брата художника Чернышева), под чьей редакцией издавался журнал «Маковец»; в последнем печатались П.Г.Антокольский, Н.Н.Асеев, К.А.Большаков, Б.Л.Пастернак, В.В.Хлебников. Среди философов особым авторитетом пользовался П.А.Флоренский, написавший в поддержку группы Письмо в достохвальный «Маковец».
Критикуя футуристический авангард за то, что он, как им казалось, занят лишь «выработкой отдельных элементов формы», исключающих «духовную сущность художника», «маковчане» провозгласили в качестве нового этапа (в своем манифесте Наш пролог, главным автором которого был Чекрыгин) «конец искусства аналитического», т.е. искусства деструктивного, и собирание разрозненных его элементов «в мощном синтезе». Основой творчества они считали живой религиозный опыт (недаром названием группы стало имя холма, где расположена Троице-Сергиева лавра), однако стилистически базировались при этом, за редкими исключениями, не на канонах средневековой иконы, а на традициях западного Возрождения, а также русского романтизма и символизма (А.А.Иванов, М.А.Врубель). Большинству характерных образов этого круга свойствен не столько «мощный синтез», сколько зыбкий камерный лиризм на грани ирреального видения.
Устраивались выставки «Маковца», в 1922 вышли два номера одноименного журнала, но уже третий номер не прошел сквозь цензурный заслон. Столкнувшись как с недоброжелательством властей, так и с внутренними противоречиями (получив отказ на предложение показать на выставке работы своих учеников, Жегин в 1926 вышел из «Маковца», образовав объединение «Путь живописи»), в том же году общество прекратило свое существование.
Маковец. 1922–1926. Сборник материалов по истории объединения. М., 1994
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»