ЛИМБУРГ, БРАТЬЯ
ЛИМБУРГ, БРАТЬЯ (Limbourg или Limburg) (наст. фамилия Малуэль), Поль (Пауль), Эрман (Херман) и Жеанекен (Ян) (после 1385 – ок. 1416), нидерландско-бургундские художники, мастера книжной миниатюры, чье творчество ознаменовало высший ее расцвет на пороге Возрождения.
Сведения об их жизни весьма скудны, поэтому их годы жизни и смерти указываются «коллективно». Наиболее известный из братьев, Поль, который чаще всего упоминается в исторических документах, был старшим. Родились в Неймегене (Брабант; ныне южные Нидерланды), в семье скульптора, резчика по дереву Арнольда ван Лимбург; мать их была сестрой известного живописца Жана Малуэля. В конце 14 в. Эрман и Жеанекен обучались в Париже ювелирному делу. Состояли на службе герцога Филиппа Бургундского в Париже (с 1402), а после его кончины (1404) – на службе его брата герцога Жана Беррийского, при дворе которого создали лучшие свои вещи.
Франко-бургундские традиции книжной миниатюры тесно переплетаются в искусстве Лимбургов (где личные манеры каждого из братьев практически неразличимы) с итальянскими веяниями. «Интернациональный стиль» поздней готики впечатляюще ярко и живописно преобразуется здесь в раннеренессансное искусство, прославляющее (при сохранении массы религиозно-мистических элементов) эмпирическую красоту мироздания. К манускриптам, бесспорно украшенным братьями, принадлежат – Морализованная (т.е. снабженная нравоучительными комментариями) Библия (середина 1400-х годов, Национальная библиотека, Париж; Прекрасный часослов герцога Беррийского (ок. 1409–1411, музей Метрополитен, Нью-Йорк) и Прекраснейший часослов герцога Беррийского (ок. 1409–1416, завершен в 1485–1490 Ж.Коломбом; музей Конде, Шантийи).
Декор этих книг, в особенности последних двух молитвословов, полон воистину куртуазной, придворной элегантности; благородно-пестрый, локальный цветовой строй органично включает в себя детали, выписанные золотом, а натуральность ландшафтов, обстановки, порой даже и световоздушной среды (с эффектами ночного освещения, тенями и отражениями в воде) нисколько не противоречит обилию символов и аллегорий (типа причудливых фигур-двойников – знаменующих симпатические связи звезд и планет с частями человеческого тела – в одной из лучших лицевых миниатюр Прекраснейшего часослова). Наибольшей популярностью в этом манускрипте по праву пользуются изображения 12 месяцев, где верхнюю треть композиционного поля занимают знаки и фигуры звезд и планет в обрамлении полукруглого небосвода, а нижние две трети – сезонные занятия знати и простого народа, часто на фоне прекрасных пейзажей, полных местного французского колорита (поэтому Лимбургов обычно называют в числе основоположников искусства пейзажа).
Все братья ушли из жизни совсем молодыми, возможно, в результате эпидемии «черной смерти» (чумы), свирепствовавшей тогда в Европе.
Стародубова В.В. Братья Лимбурги. Времена года. М., 1974
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»