ЛЕЙЦЕ, ЭМАНУЭЛЬ ГОТЛИБ
ЛЁЙЦЕ, ЭМАНУЭЛЬ ГОТЛИБ (Leutze, Emanuel Gotlieb) (1816–1868), немецкий и американский художник. Родился 24 мая 1816 в местечке Гмюнд близ Вюртемберга (Германия) в семье механика; в 1825 его семья по политическим мотивам эмигрировала в США, штат Вирджиния, а затем в Филадельфию. В Филадельфии Лёйце некоторое время учился живописи у Джона Р.Смита, но в основном занимался самостоятельно. В 1837 он уехал из Филадельфии в Вашингтон, где начал осваивать портретную живопись, а затем в Фредериксберг (шт. Вайоминг). Все это время он изредка выполнял заказы и жил в бедности. В 1841 при поддержке меценатов уехал учиться в Академию художеств в Дюссельдорфе, а затем три года провел в Италии. Примерно к 1842 Лёйце в совершенстве освоил приемы работы над большими историческими полотнами, исполненными в реалистической манере.
Вернувшись в 1845 в Дюссельдорф, получил несколько наград за свою живопись и основал там собственную студию, которая существовала в течение почти 20 лет. В конце 1850 Лёйце работал над своим самым значительным произведением Вашингтон пересекает Делавэр. Написанная на сюжет из истории Америки, картина задумывалась для воодушевления германских радикалов после неудачи в революции 1848 года. Для этой картины художнику позировали американцы, временно находившиеся в Германии, а этюды реки, покрытой льдом, были написаны на Рейне. Огромных размеров картина была повреждена при пожаре в мастерской, и художник был вынужден начать все сначала. Закончив новый холст, он починил и дописал первый, который был помещен в Кунстхалле в Бремене (погиб во время бомбардировок в 1942). Сохранившийся вариант стал одним из наиболее известных произведений американской исторической живописи. Законченная в 1851, картина принесла Лёйце известность и славу. Она была сразу же приобретена компанией «Гупиль» и привезена в США. Сейчас картина находится в отделе американской живописи музея Метрополитен в Нью-Йорке.
В 1859 Лёйце вернулся в Соединенные Штаты, хотя в Германию он вновь приезжал во время работы над гигантской фреской Курс империи на Запад (Столичная Палата Представителей, Вашингтон) для консультаций по технике настенной живописи. В 1862 он закончил эту монументальную работу, основанную на массе этюдов, созданных во время путешествия в Скалистых горах. Фреска соединяла реалистическую манеру исполнения с развернутым аллегорическим рядом.
Из портретов Лёйце наиболее удачны портрет Натаниела Хоторна и Авраама Линкольна. Картина Подписание договора о покупке Аляски (1867), как и другие произведения мастера, замечательна точностью исполнения и исторической верностью деталей.
Художник участвовал в основании вашингтонской Ассоциации деятелей искусства и Общества поддержки художников в Нью-Йорке.
Умер Лёйце в Вашингтоне 18 июля 1868.
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»