КУПКА, ФРАНТИШЕК (ФРАНК, ФРАНСУА)
КУПКА, ФРАНТИШЕК (ФРАНК, ФРАНСУА) (Kupka, Frantíšek) (1871–1957), французский художник чешского происхождения, представитель модерна, ставший одним из основоположников абстрактного искусства.
Родился в городке Опочно (Чехия) 23 сентября 1871 в семье ремесленника. Учился в Пражской (1881–1891) и Венской (1891–1892) академиях художеств, с 1895 обосновался в Париже, где посещал академию Р.Жюльена. В религиозно-философском плане испытал большое воздействие теософии, а в плане политическом – анархизма. Зарабатывал на жизнь рисунками моделей одежды, с 1900 активно работал как карикатурист и иллюстратор в парижских журналах и анархистской прессе (под псевдонимом «Поль Реньяр»). Выразил свои взгляды на современную историю в циклах сатирических рисунков Мир, Деньги, Проституция (1902–1904). Оформил своими иллюстрациями целый ряд книг, в том числе многотомный труд Э.Реклю Человек и земля (русский вариант этого издания вышел в 1906–1909).
Главной сферой его творчества со временем стала живопись. Увлеченный, наряду с теософской мистикой, научными теориями света и цвета (от И.Ньютона до М.Шеврейля), Купка перешел от символизма и неоимпрессионизма (Автопортрет с женой, 1908, Национальная галерея, Прага) к беспредметным композициям. Среди характерных работ последнего рода – Космическая весна (1911–1920, там же), Красные и синие круги (1911–1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк). После того как мастер принял участие в выставке «Золотое сечение» (1912), где тон задавали близкие по духу картины Р.Делоне, его тоже стали причислять к орфизму. С другой стороны, критика именовала стиль Купки также и «музыкализмом», тем паче что он любил давать своим произведениям названия типа «ноктюрн» или «фуга». В сравнении с Делоне его творчество обычно выделяется более строгой разметкой цветовых зон; добиваясь оптической иллюзии движения, он либо располагал их вертикально или диагонально в виде полос (серия Вертикальные планы, 1910–1913), либо компоновал концентрически, в том числе спиралевидно (серия Диски, 1911–1912). Иногда цвета Купки плавно переходят друг в друга, словно сама их шкала рождается у нас на глазах из некоей «космической» пустоты.
В 1919 занял должность профессора пражской Академии художеств, руководя студентами, посланными в Париж. Целый ряд его работ 1920-х годов обнаруживает воздействие футуризма и конструктивизма с характерным для них культом машин (цикл Синтез, 1927–1929, Национальная галерея, Прага). В 1930 стал одним из создателей группы «Abstraction-Creation» («Абстракция-Творчество»), стремившейся придать новый импульс развитию беспредметного искусства. Лаконический геометризм, изначально свойственный его зрелым вещам, дополнительно усилился в поздних произведениях, например в Серии С (1935–1946). В последние десятилетия своей жизни уединенно жил и работал в Пюто (предместье Парижа).
Умер Купка в Пюто 21 июня 1957.
См. также АБСТРАКЦИОНИЗМ.
Виноградова Е.К. Графика и проблемы чешского искусства 19 – начала 20 веков. М., 1975
Крючкова В.А. Кубизм. Орфизм. Пуризм. М., 2000
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»