КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ
КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ. Под стенами Московского Кремля с его северо-восточной стороны издревле находилось жилое предместье – посад с пристанями и торгом. В конце 15 в. на московском посаде в непосредственной близости от стен Кремля разразился сильнейший пожар, во время которого выгорели почти все постройки. В народе это место еще долго называли Пожаром. В 1534–1538 посад был укреплен мощными оборонительными сооружениями – земляным валом и каменными стенами. Эта новая крепость получила название Китай-города. Важнейшей частью Китай-города стала торговая площадь на Пожаре. Название Красной, т.е. красивой, она получила в 17 в., и в 1688 это название было закреплено особым царским указом. С городом площадь соединяли три улицы – Никольская, Ильинская и Варварская. Никольская начиналась от Никольских ворот Кремля, а Ильинка и Варварка расходились от участка между Спасскими воротами и Лобным местом. Границы площади очерчивались с запада кремлевской стеной и рвом перед ней, с востока – Торгом, с севера ее ограничивали Воскресенские ворота, а с юга – небольшой холм, на котором в 16 в. был возведен знаменитый собор Покрова на рву.
Древнейшим сооружением на Красной площади было т.н. Лобное место, установленное на крестце (развилке) против Спасской башни Кремля. Впервые оно упоминается в 1547. Первоначально Лобное место имело вид деревянного помоста, с которого оглашались царские указы. В 1597–1598 оно было перестроено в камне.
Одним из первых крупных сооружений, поставленных на посаде и ставших важнейшей архитектурной доминантой площади, стал Покровский собор (см. ПОКРОВСКИЙ СОБОР, ЧТО НА РВУ), сооруженный в 1555–1561 по заказу царя Ивана Грозного в ознаменование победы над Казанским ханством. В том, что столь значительное сооружение было возведено не в Кремле, а на посаде, выразилась нелюбовь царя к боярской аристократии. Покровский собор представляет собой девять самостоятельных церквей, поставленных на едином основании. Посвящение церквей по преимуществу связано с событиями Казанского похода. Изначально в архитектуре собора была заложена идея храма-города, или Небесного Иерусалима, что и обусловило его сложное композиционное построение. Зодчие Барма и Постник, строившие собор, поставили перед собой задачу вписать храм в ансамбль площади, юго-западную сторону которой ограничивала кремлевская стена. Они основали композиционную связь Покровского собора с Кремлем на сходстве башнеобразных приделов с крепостными башнями. В 1588 в северо-восточном углу Покровского собора над могилой московского юродивого Василия Блаженного возвели еще один придел. Его название постепенно перешло на весь собор, который больше известен как собор Василия Блаженного (см. ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ). В 17 в. строгий облик храма претерпел существенные изменения: звонницу превратили в шатровую колокольню, галерею-гульбище и лестницы покрыли сводами, шлемовидные главы заменили вычурными фигурными главками. Декоративные детали, дополнившие архитектуру собора, вновь оказались созвучными надстроенным в это же время башням Кремля, которые были увенчаны шатрами и украшены многочисленными декоративными деталями. В конце 16 в. противоположная Кремлю сторона площади была ограничена рядом выстроенных здесь каменных лавок. Теперь площадь делилась на три части: с юга, между Покровским собором и Москвой-рекой находились постройки, связанные с пристанью и перевозом. С северной стороны располагались административные учреждения, а также царский зверинец и аптекарские огороды. Центр Красной площади предназначался для проведения торжественных религиозных церемоний. На протяжении 17 в. правительство неоднократно издавало указы, запрещавшие на площади торговлю с рук и лотков, в которых выразилась тенденция превратить Красную площадь в официальную парадную площадь столицы.
В 17 в. северная сторона площади близ Воскресенских ворот получила свою архитектурную доминанту – здание Казанского собора. Храм был построен на средства царского семейства в память о победе над польскими интервентами. С архитектурной точки зрения он представлял собой кубическую постройку, перекрытую сомкнутым сводом. Собор охватывала галерея, заканчивавшаяся шатровой колокольней у северо-западного угла и приделом Аверкия Иерапольского у северо-восточного. В советское время (1925–1933) храм был отреставрирован по проекту П.Д.Барановского, одного из лучших архитекторов-реставраторов, что не помешало правительству в 1936 принять решение о его уничтожении. В 1989 храм был воссоздан по сохранившимся обмерам.
В конце 17 в. рядом с Казанским собором появились здания Государева Монетного двора и Главной аптеки, которая располагалась на месте нынешнего Исторического музея. В этот же период высотное завершение в виде двух башен под шатром получили двухпролетные Воскресенские ворота, которые приобрели значение парадного въезда в Китай-город (снесены в 1931, восстановлены вместе с Иверской часовней в 1996). Башнеобразные завершения ворот, Монетного двора и Главной аптеки образовали в северной части площади законченный живописный ансамбль, вертикали которого перекликались со столпами Покровского собора. В настоящее время первоначальный корпус Монетного двора находится во дворе здания, выстроенного в 1732–1740 архитектором П.И.Гейденом. Проездная арка этого здания украшена богатой белокаменной резьбой и полихромными изразцовыми фризами.
В 18 в. столица русского государства была перенесена из Москвы в Петербург. Однако Красная площадь не потеряла своего парадного значения. Для коронации все императоры и императрицы приезжали в Москву. Их торжественный въезд в древний город осуществлялся через Воскресенские ворота и Никольскую башню. В середине 18 в. на Красной площади в реконструированном здании Главной аптеки временно был размещен основанный М.В.Ломоносовым университет. С 1786 по 1810 в Москве работал итальянский архитектор Джакомо Кваренги (см. КВАРЕНГИ, ДЖАКОМО). Его авторству приписываются двухэтажные корпуса новых Торговых рядов, включивших в себя древние и охвативших весь периметр площади. В 1804 Красная площадь была вымощена булыжником.
Новая страница в истории Красной площади связана с началом 19 в., когда после событий 1812 в Москве развернулась бурная строительная деятельность. В 1812 от взрыва, устроенного наполеоновскими солдатами, рухнули Торговые ряды вдоль рва. Восстановительные работы были поручены О.И.Бове (см. БОВЕ, ОСИП (ДЖУЗЕППЕ) ИВАНОВИЧ). Согласно его проекту, были уничтожены торговые лавки вдоль рва, на северной и южной стороне площади. Бове сохранил старое здание торговых рядов напротив Кремлевской стены, которое получило новый архитектурный облик, и создал приземистое, словно распластанное по земле горизонтально вытянутое здание, стоящее на сквозной аркаде. Углы и центр композиции были оформлены павильонами с портиками. Горизонтальные линии новых торговых рядов создавали выразительный контраст к высотным акцентам кремлевских башен, а плоский купол центрального павильона перекликался с куполом возвышающегося над кремлевской стеной казаковского Сената. Этот прием позволил Бове зрительно фиксировать композиционную ось огромного пространства площади. Перед центральным портиком здания, по этой оси, был установлен памятник К.Минину и Д.Пожарскому работы скульптора Мартоса (см. МАРТОС, ИВАН ПЕТРОВИЧ). Жест Минина указывал на «алтарь России» – Кремль. На современное место перед собором Василия Блаженного памятник был перенесен в 1930.
Следующий этап формирования ансамбля Красной площади связан с концом 19 в. В этот период на месте Главной аптеки появилось здание Исторического музея, а на месте торговых рядов О.И.Бове – Верхние и Средние торговые ряды (ГУМ), выстроенные с применением новых материалов – железобетона и металлического каркаса. Автором проекта Исторического музея стал архитектор В.О.Шервуд. Согласно концепции музея, разработанной историками И.Е.Забелиным и А.С.Уваровым, здание было выдержано в формах архитектуры 16 в., что по замыслу историков должно было позволить ему органично войти в ансамбль Красной площади и соответствовать расположенному на противоположной стороне площади Покровскому собору. Общая объемная композиция здания музея симметрична. В ней выделены два главных фасада, один из которых обращен к Красной площади. Обильный декор, использующий мотивы декоративного убранства Покровского собора и кремлевских башен, выполнен в «русском стиле», основанном на использовании мотивов русской архитектуры 16–17 вв. (наличники, арочные проемы с висячими «гирьками», шатровые башенки, крыши с высокими гребнями и т.д.). Верхние торговые ряды строились в 1889–1893 архитектором А.Н.Померанцевым и инженером В.Г.Шуховым. Они представляют собой огромный пассаж с тремя линиями галерей, освещенных верхним светом. В конце 19 в. это было крупнейшее в Европе торговое здание. Его структура предельно рациональна и строго функциональна. Фасады отражают поэтажное деление здания, три высокие четырехскатные крыши соответствуют трем обширным залам. Декор фасадов также выполнен в «русском стиле». Здание Средних торговых рядов в эти же годы строил архитектор Р.И.Клейн. Вместе с Верхними рядами оно составило северо-восточный фронт площади. Клейн в большей степени подчеркнул вертикальное членение фасадов своего сооружения. Эта композиционная особенность, а также меньшая перегруженность фасадов декором сообщили постройке более цельный характер. В начале 20 в. ансамбль зданий в «русском стиле» на Красной площади был дополнен зданием Городской думы (архитектор Д.Н.Чичагов).
Следующий этап формирования ансамбля Красной площади связан с советским периодом истории России. Красная площадь и Кремль стали символами победившей революции. Само название площади было переосмыслено в связи с революционной символикой. С 1918 здесь стали регулярно проводить парады и демонстрации трудящихся. В 1924, сразу после смерти В.И.Ленина, на площади возвели деревянный мавзолей, сохранявший «нетленное» тело вождя революции. В 1929–1930 архитектор А.В.Щусев (см. ЩУСЕВ, АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ) выстроил новое здание мавзолея в соответствии с эстетикой конструктивизма. Несмотря на ступенчатый объем, мавзолей кажется каменным монолитом благодаря спокойным пропорциям и преобладающим в композиции горизонтальным линиям. Щусев разместил мавзолей по поперечной оси Красной площади, когда-то умело выявленной О.И.Бове и связавшей купол Сената и центр Торговых рядов. Объемное решение, выбор строительных материалов и цветовое решение (красный, серый и черный гранит) позволили вписать мавзолей в ансамбль древних зданий Красной площади. В 1930-е годы по сторонам мавзолея возвели гранитные трибуны, на которых во время торжественных церемоний размещалось советское правительство. В это же время взамен булыжника площадь покрыли брусчаткой.
Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1983
Бусева-Давыдова И.Л. Нащокина М.В., Астафьева-Длугач М.И. Москва. Архитектурный путеводитель. М., 1997
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»