КЛУАТР
КЛУАТР (фр. cloître – «монастырь»), замкнутый со всех сторон двор, вокруг которого сгруппированы постройки, относящиеся к церкви или монастырю. Как правило, клуатр имеет в плане квадрат или прямоугольник и окружен крытыми галереями. Из соображений удобства и привлекательности клуатр обычно пристраивают к длинному южному фасаду собора. Клуатры устраивались также в средневековых университетских колледжах, например в колледже св. Магдалины в Оксфорде.
Композиция и функции.
Одно из первых изображений клуатра видно на плане монастыря Санкт-Галлен в Швейцарии (пергамент ок. 820), где точно обозначено размещение корпусов монашеских келий, резиденция аббата, мастерские, склады, странноприимный дом и альмонарий (место раздачи милостыни).
Композиционная организация второй монастырской церкви Клюнийского аббатства (ок. 1042) может рассматриваться как модель бенедиктинского монастыря. Расположенные с южной стороны храма помещения располагались следующим образом, если двигаться по часовой стрелке: с востока – зал капитула, где заседало руководство монастыря и проходили общие собрания братии, и скрипторий (помещение, где монахи занимались перепиской рукописей), а над всеми этими помещениями располагалась общая спальня – дормиторий; с юга был расположен калифакторий (единственное отапливаемое помещение в монастыре), рефекторий (трапезная), кладовая для провизии, кухня для монахов и гостевая кухня для мирян; с западной стороны размещались погреба или склады и альмонарий. Северная галерея, параллельная нефу собора, была устроена на некотором расстоянии от соборной стены, чтобы свет мог беспрепятственно проникать в пространство бокового нефа. К югу и востоку располагались вспомогательные постройки, в свою очередь сгруппированные вокруг малых клуатров. Клуатр представлял собой средоточие жизни монастыря, его главный коммуникационный центр, место медитации и ученой работы.
Клуатр играл существенную роль как место торжественных процессий на Пасху или на Рождество. Процессии проходили через две пары дверей: входные (ведущие из собора в клуатр – на западе) и выходные (на востоке).
Галереи, окружающие клуатр, были обычно отделены от центрального открытого пространства рядами колонн или столбов, на которых держались балки или арки. Над ними поднимались своды или скатная кровля с уклоном в сторону двора.
Со сменой эпох менялась и архитектурная трактовка клуатра. В случае, если применялась непрерывная аркада, углы двора закреплялись утолщенными столбами, обеспечивавшими жесткую опору деревянным стропильным конструкциям кровли. Если применялся свод, то число столбов увеличивались и сами они делались массивнее, чтобы противостоять распору от сводов. Столбы позволяли использовать дополнительные средства наставления и воодушевления монастырской братии: их поверхности покрывались рельефами и росписями на библейские темы и религиозными символами.
Примеры.
Одним из лучших образцов служит клуатр монастыря Санто-Доминго де Силос близ испанского города Бургоса (ок. 1150). Столбы здесь покрыты рельефными изображениями евангельских сцен. Несколько позже был создан замечательный клуатр в Муассаке во Франции, где после перестройки в 13 в. были установлены чередующиеся одиночные и сдвоенные колонны, увенчанные капителями с изощренной скульптурной обработкой. В позднеготический период появляется остекление аркад для лучшей защиты от непогоды. В эпоху Возрождения число новых клуатров сокращается, но их по-прежнему создается немало в тех странах, где для монашеских орденов создавались наиболее благоприятные условия: в Италии, Испании, Португалии и в Латинской Америке. Среди наиболее совершенных ренессансных клуатров следует упомянуть двор церкви Санта Мариа делла Паче в Риме, созданный архитектором Браманте.
Одним из наиболее совершенных в Латинской Америке является главный клуатр церкви Ла Мерсед в перуанском Куско (ок. 1669), построенный из камня теплых коричневатых тонов. Его верхний этаж покоится на рустованных столбах, перед которыми установлены свободностоящие коринфские колонны. В двух частях верхнего этажа сохранился первоначальный деревянный потолок с кессонами, в которых уцелела позолота.
Первоклассные образцы клуатров сохранились и в Мексике (монастырь Санто-Доминго в Оаксаке, 17 в.), и в других странах американского континента. Внутренние дворы или патио католических миссий в Калифорнии выполняли ту же функцию, что и клуатры, что позволяет отнести их к тому же типу сооружений. См. также АББАТСТВО.
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»