КАРАВАК, ЛУИ (ЛЮДОВИК)
КАРАВАК, ЛУИ (ЛЮДОВИК) (1684–1754), художник, мастер портрета, одна из значительных фигур русско-французских художественных связей «века Просвещения».
Родился в Марселе 31 января 1684 в семье художника-декоратора, который расписывал главным образом корабли. Начал свою деятельность в марсельском Арсенале галер, занимался также портретной миниатюрой. В 1715 заключил в Париже контракт с Ф.Я.Лефортом, согласно которому должен был, приехав в Россию, «работать в живописи на масле для гисторической картины, портретов, баталей, лесов, дерев и цветов как в больших, так и в малых размерах также самомалой субтильной живописи [т.е. миниатюры]», а также готовить русских учеников. Вскоре прибыл в Россию и, хотя контракт был заключен на три года, остался здесь до конца жизни. Состоял в ведомстве Петербургской губернской канцелярии (с 1716) и Канцелярии от строений (с 1718), часто работая по личным императорским указаниям. Жил в Петербурге, а также (в 1721 и 1725–1731) в Москве.
Украшал живописью временные триумфальные («победительные») врата в старой и новой столицах, составлял арт-проекты празднеств, писал плафоны и другие декоративные картины для дворцов Петербурга, Петергофа и Москвы, создавал картоны для шпалер. До нас дошло лишь малое число этих работ (часть росписей плафона Западной галереи Монплезира; декоративная живопись шатрового плафона Вольера – Птичника; обе – в Петергофе, 1721). Эти произведения с их изысканной орнаментикой, измельченными и несколько анемичными формами всецело следуют стандартам рококо. Сохранилась также его Полтавская баталия (1717–1718, Эрмитаж). Вошел в историю в первую очередь как портретист. Два раза (1716, 1722) писал с натуры Петра I, второй раз – во время его приезда в Астрахань. Среди его лучших вещей – Петр I (на фоне моря с союзными кораблями; 1716?, Центральный военно-морской музей, Петербург; детские портреты – Царевна Елизавета Петровна (вторая половина 1710-х годов, Русский музей), Царевны Анна Петровна и Елизавета Петровна (1717, там же); Царевич Петр Алексеевич и царевна Наталья Алексеевна в виде Аполлона и Дианы (1722, Третьяковская галерея); Цесаревна Анна Петровна (1725, там же), Императрица Анна Ивановна (1730, там же). Его мягкий, склонный к камерному лиризму живописный темперамент лучше всего самовыражался в образах детей, исполненных жеманной грации. Однако и его портреты взрослых монархов достаточно эффектны, их не раз дублировали своим резцом П.Субейран и другие известные граверы того времени.
В последние годы, продолжая работать как декоратор, писал (по заказу Елизаветы Петровны) и церковные образа. Подготовил немало учеников, наиболее талантливым среди которых был И.Я.Вишняков.
Умер Каравак в Петербурге 9 (20), по другим данным – 15 (26) июня 1754.
Портрет петровского времени (каталог). Л., 1973
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»