ИЗОБРАЖЕНИЕ
ИЗОБРАЖЕНИЕ – важное понятие, стоящее в одном ряду с образом, знаком и др. Теоретическая «биография» этого понятия имеет много общего с моделью. Подобно модели, изображение лишь сравнительно недавно стало предметом научного изучения и вызывает растущий интерес. В то же время использование изображений в различных сферах деятельности возвращает нас к далекому прошлому человечества. Уже в эпоху каменного века мы встречаемся с фигурками и пещерными и наскальными рисунками, изображающими зверей и людей. В нашу эпоху бурное развитие технических способов получения изображений (фото-кино изображения) и передача их на большие расстояния (телевидение, интернет) привело к необычайно широкому распространению их во всех сферах деятельности и в быту. Это побудило некоторых социологов провозгласить рождение «новой эры» – эры изображений, сменившей «книжную эру». Важное научное и практическое значение приобретает вопрос о распознавании изображений техническими устройствами. Проблема изображения вплетается в изучение процессов моделирования, проблемы «наглядности» в современной физике. Потребность в специальном исследовании этого понятия испытывают эстетическая наука и искусствознание. Особенно остро встал этот вопрос в связи с развитием абстракционизма и других авангардистских направлений в изобразительных искусствах.
Каковы же основные признаки изображения вообще? Это предметы (системы), обладающие следующими свойствами: они должны быть материальны, целостны, непрерывны, иметь известное сходство с другим предметом. Степень сходства может быть выражена – во всяком случае для большинства изображений – в понятии подобия, которое определяется как сходство формы (геометрической, динамической, кинематической) при различии в других отношениях (величины и др.).
Предметы (системы), обладающие этими признаками выступают как изображения, если функционируют в качестве знаков. Под знаком понимается любое материальное явление, создаваемое или используемое человеком с целью передать с его помощью какую-либо понятийную или эмоциональную информацию. Существует несколько основных разновидностей знаков, используемых для коммуникации: условные, выразительные, словесные и изобразительные, или изображения. Научные, учебные фильмы, телевидение, схемы, чертежи, модели, изобразительные дорожные знаки, фотоизображения, художественные картины – далеко не полный перечень использования изобразительных знаков. Их широкое использование в искусстве дает повод некоторым авторам считать изобразительный знак специфическим эстетическим знаком.
В качестве изображений могут выступать как естественные явления (следы, отпечатки), так и искусственные, созданные человеком. Среди последних – продукты автоматической работы аппаратов – фото-киноаппаратов и др. Изображение зависит как от изображаемого объекта, так и от человека, субъекта, от той цели, которую ставит перед собой человек, создавая или воспроизводя изобразительный знак. Этим и определяется специфика изобразительных знаков в науке, искусстве, технике и т.д. Они могут функционировать различным способом: характеризовать, оценивать, предписывать и т.п.
Соответственно изображения могут быть научными, мифологическими, поэтическими, религиозными и могут служить самым разным индивидуальным и социальным целям (информативным, эстетическим и т.д.). Сильная сторона изобразительного знака – в его способности представлять для созерцания то, что он обозначает, его «картинность», наглядная слабость – в ограничении объектов обозначения лишь тем, что подобно ему.
Обозначать, как правило, не является конечной функцией изображений. Это скорее основное свойство, без которого оно не существует. Конечные цели могут быть разными. В том случае, когда изображение служит целям познания, оно выступает как изобразительная или иконическая модель. Она предназначена дать точную информацию об объекте, не преследуя при этом задачи добиться какого-либо эмоционального эффекта и оценочного отношения к информации со стороны интерпретатора. Напротив, изобразительный знак в искусстве – скажем портрет, пейзаж, скульптура и т.п. – не только передает информацию об объекте, но обязательно способствует тому, чтобы у зрителя возникло определенное оценочное, эмоционально-окрашенное отношение как к изображаемому, так и к самому изобразительному знаку, причем отношение к самому знаку должно быть чувством эстетического удовольствия. Художественность самих изобразительных «кодов» в искусстве выступает как важнейший и необходимый компонент их значения, их смысла, как необходимое и существенное «слагаемое» художественного образа. «Код» и «сообщение» в искусстве неразрывны. С этим связаны трудности формализации языка искусства, его адекватной переводимости с одной системы знаков на другую, в особенности на язык точных научных терминов.
Евгений Басин
Волков Н.Н. Значение понятия «изображение» для теории живописи. Искусство, 1928. Кн. 3–4
Веккер Л. Восприятие и основы его моделирования. ЛГУ, 1964
Ломов Б.Ф. Человек и техника. М., 1966
Басин Е.Я. О природе изображения. Вопросы философии, 1968, № 10
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»