ИНДИЙСКОЕ ИСКУССТВО
ИНДИЙСКОЕ ИСКУССТВО. История скульптуры и живописи в Индии является в некотором смысле историей великих религиозных систем: индуизма, буддизма, джайнизма. С древнейших времен конечной целью художника и скульптора было раскрытие верующим истин их вероисповедания. В этой дидактической функции индийского искусства можно увидеть близкую параллель традиционному искусству средневековой Европы. В индии никогда не было ничего аналогичного современному суждению о произведении искусства, основанному на его эстетической привлекательности. Индийское произведение искусства оценивалось как хорошее лишь в той мере, в какой оно адекватно выполняло функцию материального символа божества, и только если его исполнение соответствовало традициям ремесленного мастерства и каноническим предписаниям.
ИНДИЙСКАЯ СКУЛЬПТУРА
Цивилизация долины Инда
(3300–2000 до н.э.). Этот период, называемый также индо-шумерским, связывают с первой великой цивилизацией, которая процветала в Индии в 3 тыс. до н.э. Ее главные центры – Мохенджо-Даро в низовьях Инда и Хараппа в Пенджабе (ныне оба городища находятся на территории Пакистана). Среди произведений скульптуры, найденных при раскопках этих центров, могут быть выделены те, в которых обнаруживается близкое сходство с искусством Месопотамии, и те, которые являются по своему замыслу полностью индийскими. Например, на фаянсовых печатях, найденных в огромном количестве, заметны многие элементы месопотамской иконографии, в то время как на резных амулетах фигурки зверей, таких, как зебу или слон, являются совершенно индийскими по способу передачи самых главных черт облика этих животных – обобщенными изображениями данного биологического вида.
Период Маурьев
(320–185 до н.э.). От цивилизации долины Инда в 2000 до н.э. и до основания династии Маурьев в 320 до н.э. не сохранилось никаких произведений скульптуры и живописи, за исключением нескольких небольших предметов из терракоты и металла. Большая часть памятников периода Маурьев относится к буддийскому искусству; при царе Ашоке буддизм впервые получил реальное политическое признание. как и в период цивилизации долины Инда, скульптура этого времени может быть разделена на произведения, зависимые от иноземных образцов и исконно индийские. Среди первых – столбы или колонны из песчаника (многие высотой более 15 м), которые Ашока устанавливал в различных местах, связанных с земной жизнью Будды. Из этих мемориальных столбов лучше всего сохранился один фрагмент – капитель колонны, которая прежде стояла в Сарнатхе, близ Варанаси, т.н. Львиная капитель (ок. 243 до н.э.). Ее форма и четкий геральдический характер резьбы имеют мало общего с индийским искусством и воспринимаются как прямое продолжение стиля скульптуры иранской империи Ахеменидов.
От официального искусства совершенно отличаются образцы монументальной скульптуры чисто индийского стиля, например колоссальная статуя якшини (духа природы) из Пархама. Такие черты, как колоссальный масштаб фигуры и передача телесного начала через упругое, как бы пневматическое натяжение поверхности, – исключительно индийские.
Период санг («литературных обществ») и ранний период государства Андхра
Период санг («литературных обществ») и ранний период государства Андхра (ок. 185–25 до н.э.). К числу основных памятников раннебуддийской скульптуры относится декоративное обрамление ворот и ограды буддийских реликвариев – ступ в Бхархуте и Санчи. В Бхархуте (2 в. до н.э.) это обрамление включает изображения духов природы, вошедших в древнеиндийский пантеон примерно так же, как языческие божества были ассимилированы христианским искусством. В резных медальонах на перекладинах и столбах каменной ограды преобладают сюжеты легенд о предыдущих воплощениях Будды. Как сама конструкция этой священной ограды, так и техника резьбы украшающих ее рельефов ясно указывают на повторение в камне более ранних прототипов в дереве или слоновой кости. Монументальное ограждение ступы в Санчи (1 в. до н.э.) совершенно гладкое, однако поверхность столбов и перекладин торана (ворот) сплошь покрыта рельефами с изображениями сцен из жизни Будды и его предыдущих воплощений. В фигурах якшинь, древесных богинь, украшающих навершия ворот, скульптор выразил энергию чувственности на языке почти абстрактной резьбы по камню, передающей округлые формы тела.
В более раннем буддийском искусстве присутствие Будды обозначалось только символами, поскольку считалось, что он, переступивший за грань материального бытия и достигший нирваны, не может быть представлен в человеческом облике. Повествовательные композиции в Санчи выполнены углубленной резьбой, создающей изумительный узор из сочетаний света и тени; эти композиции образуют длинные ряды, представляющие собой довольно архаический метод непрерывного повествования.
Кушанский период: Гандхара и Матхура
(50–450). Название периода – кушанский – происходит от названия народа скифского происхождения, который сверг последнего из преемников Александра Македонского в Афганистане и парфянских сатрапов, правивших в северо-западной Индии и Пенджабе. В северной провинции Кушанского царства, Гандхаре, которая до того входила в состав Греко-Бактрийского царства (250–140 до н.э.), в первые века н.э. развивалось так называемое греко-буддийское искусство, представлявшее собой соединение эллинистических форм, типов и техник, заимствованных из восточной части Римской империи, и индийской буддийской иконографии. Появление в Гандхаре статуй из серого сланца, впервые изобразивших Будду в человеческом облике, вероятно, следует объяснять влиянием антропоморфной традиции греко-римского мира. Способ изображения отдельных эпизодов из жизни героя, объединенных в циклы повествовательных композиций, техника глубокого рельефа и обилие деталей декора свидетельствуют о близости гандхарской скульптуры к провинциальным школам искусства Римской империи. Особое значение искусства Гандхары состоит в «изобретении» образа Будды и создании устойчивой иконографии сюжетов из его жизни.
В южной столице Кушанского царства, Матхуре, благодаря близости к древним исконным центрам искусства в стиле скульптуры преобладали подлинно индийские черты. Первые собственно индийские статуи Будды появились во 2 в. н.э.; они высекались из красного песчаника, характерного для этого региона. Колоссальный масштаб статуй, округлые и наполненные энергией формы, мощное ощущение фактуры человеческого тела и скульптурной массы – все эти черты утверждают заново стилистические и иконографические традиции, восходящие к периоду Маурьев. К исконной индийской традиции в такой же мере относятся вызывающе чувственные фигуры якшинь, украшавшие ограждение ступы в Матхуре.
Поздний период государства Андхра
(ок. 150–300). В южной Индии в последние века существования государства Андхра в районе реки Кистны наблюдался расцвет буддийской культуры. Плохо сохранившиеся рельефы из известняка, некогда украшавшие ступу в Амаравати, представляют собой стиль, который по обилию деталей и живости повествовательной трактовки изображений является лишь более утонченным развитием техники резных рельефов из Санчи эпохи раннего государства Андхра. Фигуры исполнены утонченной элегантности и томности, наделены чувственным обаянием, выражающим почти законченный индийский идеал красоты человеческого тела.
Период государства Гуптов
(320–600). Именно период Гуптов, время окончательного политического объединения Индии, был также временем унификации стиля и иконографии в искусстве. Бывшая кушанская столица в Матхуре оставалась центром буддийской скульптуры. В образах 4–5 вв. сочетаются массивные пропорции и телесность ранних кушанских статуй и ставшие традиционными эллинистические драпировки гандхарской школы, теперь уподобленные узору из петель, как бы прилипших к телу. Величайшие шедевры этого периода – статуи Будды, высеченные в Сарнатхе (5 в.). В них драпировки становятся легким, плотно прилегающим покровом, который полностью выявляет очертания тела. Большая степень точности резьбы, почти абстрактная трактовка цилиндрической формы торса и конечностей подчеркивают пластичность формы. В этом законченном совершенстве религиозного образа нет ничего от воспроизведения человеческого тела с натуры; скульптор черпал вдохновение в очень точных системах пропорций, предписанных для создания священных изображений. Подобным же образом отдельные черты статуи не являются имитацией соответствующих частей человеческого тела, но как бы переносятся на статую из наиболее совершенных и законченных форм животного или растительного мира, которые считались более адекватными для изображения сверхъестественного существа. Согласно этой системе глазам придается форма лепестка лотоса, голова приобретает совершенный овал яйца, конечности сужаются подобно хоботу слона и т.д. Рельефы периода Гуптов в Матхуре и Сарнатхе в целом следуют иконографии, установившейся в греко-буддийском искусстве, но среди них встречаются и чисто индийские образы.
Средние века
(600–1200). Буддийская скульптура 7–11 вв. известна преимущественно по культовым образам поздних эзотерических сект, процветавших в Бенгальской долине. Статуи, высеченные из сине-черного песчаника, представляют собой стереотипные и манерные воспроизведения идеала эпохи Гуптов и отличаются обилием тщательно проработанных деталей; однако эти произведения совершенно лишены духовности, преображающей шедевры гуптской скульптуры.
Крупнейшие центры индуистского искусства в Cредние века находились в центральной и южной Индии. При династии Паллавов, которая пришла к власти в 6 в., был выполнен гигантский рельеф Нисхождение реки Ганг на землю в Махабалипураме (7 в.), со множеством фигур в натуральную величину, целиком покрывающий огромный валун на морском берегу. Эта композиция, не ограниченная каким-либо обрамлением, вызывает ассоциации со скульптурой барокко; кажется, что все формы возникают из каменной массы, подобно тому, как все чувствующие существа, по убеждению индийцев, появляются из вселенской субстанции Майя. Утонченность и томная грация фигур являются прямым продолжением канонов школы позднего периода Андхра. Этот стиль динамичной барочной скульптуры распространился по всей Индии и вновь появился в рельефах храма Кайласанатха в Эллоре (середина 8 в.) и в одном из последних шедевров индуистской скальной скульптуры – горельефном изображении великого Тримурти в пещерном храме на острове Элефанта близ Бомбея. Наиболее значительным достижением индуистской скульптуры на последнем этапе ее развития, в 13–17 вв., следует считать медные фигурки из южной Индии. Лучшие из них – статуэтки Натараджи, т.е. Шивы – «Бога танца», в которых в пластической форме воплощено бесконечное разрушение и воссоздание мира. Это абстрактное представление божественной формы напоминает о том, что для индийца изображение божества было только схемой или символом, который помогал верующему достичь внутреннего единения со сверхъестественным первообразом.
ИНДИЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ
История живописи в Индии, насколько можно судить по упоминаниям о ней в письменных источниках, восходит по крайней мере к периоду Маурьев. В период Гуптов живописью занимались князья и знать, а также гильдии художников, которые работали для удовлетворения нужд культов буддизма и индуизма. Индийская живопись подчинялась тому же своду предписаний, что и скульптура.
Самые ранние из сохранившихся произведений индийской живописи, относящиеся к 1 или 2 вв. до н.э., – росписи знаменитых буддийских храмов Аджанты в Хайдарабаде. Отдельные композиции образуют длинные фризы; как и в рельефах Санчи, здесь используется метод непрерывного повествования. Подобно остальным видам индийского искусства и танцу, в живописи действие изображается скорее при помощи жеста, а не мимики. В пещерах Аджанты также сохранились росписи периода Гуптов, но наиболее знамениты росписи 7 в. в Пещере 1. Как и в раннесредневековой скульптуре, композиция этих росписей не ограничена какими-либо обрамлениями; они полностью покрывают всю стену. В отдельных образах проявляется то же сочетание чувственного и отвлеченного, что и в шедеврах скульптуры раннего периода Гуптов и Cредневековья. О позднесредневековой живописи можно судить главным образом по иллюстрациям джайнских рукописей и довольно манерным произведениям школы миниатюры Гуджарата 15 в. последний расцвет индийской живописи – миниатюры Раджпутской школы 16 – начала 19 вв., среди которых важное место занимали иллюстрации к произведениям индуистской литературы. Эти композиции вызывают в памяти великолепие древних настенных росписей; подлинная поэтичность повествования и рисунка находит отзвук в эмалевой чистоте красок.
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»