ХРИСТО
ХРИСТО (Сhristo) (наст. имя и фамилия Христо Явашев) (р. 1935), болгарский художник, представитель постмодернизма, изобретатель техники «эмбаллажа».
Родился в Габрово 13 июня 1935. В 1952–1956 учился в Софийской Академии художеств. Во время летней практики работал в бригаде художников, создававших разного рода камуфляжи по пути следования трансевропейского восточного экспресса (дабы его пассажиры-иностранцы не заметили ничего неприглядного). Выехав в Прагу (1956), нелегально пересек австрийскую границу. С 1958 жил в Париже, а с 1964 – в Нью-Йорке. В 1959 женился на Жанне-Клод де Жийебон, ставшей его постоянным соавтором.
Первоначально работал в русле поп-арта, создавая композиции из пустой тары (таков Железный занавес в виде стены бочек из-под бензина, перегородивших в 1962 парижскую улицу Висконти). В 1960-е годы разработал концепцию emballage («упаковки, обертывания»), предполагающую обязательное укутывание арт-объекта или инсталляции пластиковой пленкой или плотной тканью. От маленьких «обертышей» типа букета с годами перешел к упаковке целых зданий и даже ландшафтов, тем самым приобретавших характер странных, гротескно-отчужденных «антимонументов». Подобным образом по эскизам Христо были временно «замаскированы», в частности, Кунстхалле в Берне (1968), Музей современного искусства в Чикаго (1969), целый отрезок морского берега близ Сиднея (1969), Новый мост в Париже (1985) и берлинский Рейхстаг (1995).
Несколько иной характер носят его гигантские инсталляции: Занавес долины (перекрывший ущелье Райфл-гэп, шт. Колорадо; 1972), Бегущий забор (из пластика и стальных тросов, общей длиною 39,5 км, в калифорнийских графствах Сонома и Мэрин; 1976), Окруженные острова (покрытия из розовой синтетической ткани на островах у побережья Флориды близ Майами; 1983) и Зонты (3100 желтых и голубых зонтов, установленных на противоположных берегах Тихого океана в Калифорнии и острове Хонсю – «самое большое по площади произведение искусства в истории человечества»), по духу своему примыкающие к лэнд-арту. Благодаря шумной рекламе, окружающей его творчество (рекорды в этом отношении побил «эмбаллаж» Рейхстага), пространственные фантомы Христо стали и непреложным фактором массовой культуры.
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»